Урок по теме "Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Составить проект алгоритма доказательства написания падежных окончаний имен существительных.
  2. Совершенствовать навыки учащихся в объяснении и написании падежных окончаний имен существительных, пользуясь проектом алгоритма.
  3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

Оборудование:

  1. Высказывание о Русском языке.
  2. Карточке обратной связи.
  3. Визитки по каждому падежу.
  4. Перфокарты.
  5. Проект алгоритма.
  6. Музыка к песням “Падает снег”, “Если с другом вышел в путь”.

Технологии:

  1. Здоровьесберегающие.
  2. Проектные.
  3. Интегративные.
  4. Развивающие.
  5. Технологии социализации.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Звучит музыка песни “Падает снег” (тихо)

2. На фоне музыки слово учителя о русском языке. Русский язык! Язык русских, россиян! Наш родной язык! Язык России!

Русский язык – это гордость россиян. Сколько теплых душевных слов сказано о нем поэтами и писателями.

Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Сабир Абдулла

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
В. Луговской

Каждый русский человек с детства впитывает, расширяет, углубляет свои знания о родном языке. Владеть русским языком – это еще и грамотное, красивое письмо.

2. Каллиграфическая минутка.

– Пропись № 2–4 кл. стр.3.

3. Орфографическая зарядка:

Методом уплотненного опроса. Одновременный индивидуальный опрос группы учащихся. (4 человека работают у доски, 1 человек работает с классом).

1. Три правила корня:

а) п...левой б)зу...ки в)мес...ный
ст... ловая моро... ко звез... ный
.. .зерный но... ка трос... ник

– Объясни написание слов, подбери проверочные, доказывай свой ответ правилом.

2. Звуко-буквенный анализ слова : пеньки.

3. Разбор по составу: пригорки, завьюжила.

4. Разбор по членам предложения и по частям речи.

Пушистые снежинки укрыли мерзлую землю.

5. Класс в это время под диктовку с комментированием пишут предложение и делают грамматический разбор.

Зимний мороз сковал холодные воды в озерах и реках.

6. Оценка ответов учащихся.

4. Сообщение основной проблемы, цели и задачи урока:

· Слово учителя об одной из важных орфограмм– правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

– Это правило написания падежных окончаний имен существительных очень важное в русском языке. (Тихо звучит гимн России)

– Сегодня у нас на заседании нашей Школьной Думы “Учитель-ученик” будет Президент с Проектом “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.

(Появляется строго одетый ученик, заранее подготовленный учителем, приготовлена доска с проектом, который пока закрыт)

· В класс входит Президент. (Громко звучит Гимн. Класс приветствует его (встают все).

· Говорит Президент.

– Дети, сегодня перед вами учитель поставил одну из важных проблем русского языка: Правописание падежных окончаний имен существительных.

Но, прежде, чем принять Проект по решению этой проблемы, я хочу кое-что уточнить:

· Его вопросы классу:

1. Почему все существительные разделили на три склонения?

2. Быстро определите склонение существительных, ответ покажете на веере.

Сирень, тополь, яблоко, пашня, город, деревня, сарай.

3. Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?

4. Представьте визитную карточку по каждому падежу:

(Выходит к доске ученик, показывая по таблице, все рассказывает о падеже– вопросы, предлоги)

5. Представление президентом проекта “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.

– Открывает Проект (оформлен на отдельной доске), все отчетливо, убедительно доказывает учащимся на примере.

– Заботился о матери – ж.р, 3 скл., П.п.– пользуясь схемой Проекта

5. Закрепление нового материала.

Практическая работа. (дети цепочкой у доски пишут словосочетания, устно доказывая правописание падежных окончаний).

– Бежал по тропинке. – ж.р., 1 скл., Д.п.

– Думал о дочери. – ж.р., 3 скл., П.п.

– (и т.д.)

6. Отчет партии “Ученики” о том, как они поняли Проект доказательства написания окончаний имен существительных.

· Работа в парах с перфокартами.

· Дописать окончание имен существительных, определяя род, склонение падежей.

(В каждой перфокарте по 7 словосочетаний)

Оценка ставится после проверки на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Из рассказа (задан по чтению) выписать 10 словосочетаний, указать род, склонение, падеж, выделить окончание.

8. Слово завуча о работе учителя на уроке.

Вот так быстро закончился ваш урок, и наш тоже, где главным вашим помощником и другом был ваш учитель.

Звучит музыка песни “ Если с другом вышел в путь”.

– Дети встают, поворачиваются к остальным учителям, кланяются.

– Исполняют песню хором!

(Смыслом этой песни дети подчеркивают, что учитель их близкий друг. Опора – “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много”).