Цели урока:
- Составить проект алгоритма доказательства написания падежных окончаний имен существительных.
- Совершенствовать навыки учащихся в объяснении и написании падежных окончаний имен существительных, пользуясь проектом алгоритма.
- Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
Оборудование:
- Высказывание о Русском языке.
- Карточке обратной связи.
- Визитки по каждому падежу.
- Перфокарты.
- Проект алгоритма.
- Музыка к песням “Падает снег”, “Если с другом вышел в путь”.
Технологии:
- Здоровьесберегающие.
- Проектные.
- Интегративные.
- Развивающие.
- Технологии социализации.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Звучит музыка песни “Падает снег” (тихо)
2. На фоне музыки слово учителя о русском языке. Русский язык! Язык русских, россиян! Наш родной язык! Язык России!
Русский язык – это гордость россиян. Сколько теплых душевных слов сказано о нем поэтами и писателями.
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Сабир Абдулла
Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир
безграничных радостей, ибо безграничны
сокровища русского языка.
В. Луговской
Каждый русский человек с детства впитывает, расширяет, углубляет свои знания о родном языке. Владеть русским языком – это еще и грамотное, красивое письмо.
2. Каллиграфическая минутка.
– Пропись № 2–4 кл. стр.3.
3. Орфографическая зарядка:
Методом уплотненного опроса. Одновременный индивидуальный опрос группы учащихся. (4 человека работают у доски, 1 человек работает с классом).
1. Три правила корня:
а) п...левой | б)зу...ки | в)мес...ный |
ст... ловая | моро... ко | звез... ный |
.. .зерный | но... ка | трос... ник |
– Объясни написание слов, подбери проверочные, доказывай свой ответ правилом.
2. Звуко-буквенный анализ слова : пеньки.
3. Разбор по составу: пригорки, завьюжила.
4. Разбор по членам предложения и по частям речи.
Пушистые снежинки укрыли мерзлую землю.
5. Класс в это время под диктовку с комментированием пишут предложение и делают грамматический разбор.
Зимний мороз сковал холодные воды в озерах и реках.
6. Оценка ответов учащихся.
4. Сообщение основной проблемы, цели и задачи урока:
· Слово учителя об одной из важных орфограмм– правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.
– Это правило написания падежных окончаний имен существительных очень важное в русском языке. (Тихо звучит гимн России)
– Сегодня у нас на заседании нашей Школьной Думы “Учитель-ученик” будет Президент с Проектом “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.
(Появляется строго одетый ученик, заранее подготовленный учителем, приготовлена доска с проектом, который пока закрыт)
· В класс входит Президент. (Громко звучит Гимн. Класс приветствует его (встают все).
· Говорит Президент.
– Дети, сегодня перед вами учитель поставил одну из важных проблем русского языка: Правописание падежных окончаний имен существительных.
Но, прежде, чем принять Проект по решению этой проблемы, я хочу кое-что уточнить:
· Его вопросы классу:
1. Почему все существительные разделили на три склонения?
2. Быстро определите склонение существительных, ответ покажете на веере.
Сирень, тополь, яблоко, пашня, город, деревня, сарай.
3. Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?
4. Представьте визитную карточку по каждому падежу:
(Выходит к доске ученик, показывая по таблице, все рассказывает о падеже– вопросы, предлоги)
5. Представление президентом проекта “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.
– Открывает Проект (оформлен на отдельной доске), все отчетливо, убедительно доказывает учащимся на примере.
– Заботился о матери – ж.р, 3 скл., П.п.– пользуясь схемой Проекта
5. Закрепление нового материала.
Практическая работа. (дети цепочкой у доски пишут словосочетания, устно доказывая правописание падежных окончаний).
– Бежал по тропинке. – ж.р., 1 скл., Д.п.
– Думал о дочери. – ж.р., 3 скл., П.п.
– (и т.д.)
6. Отчет партии “Ученики” о том, как они поняли Проект доказательства написания окончаний имен существительных.
· Работа в парах с перфокартами.
· Дописать окончание имен существительных, определяя род, склонение падежей.
(В каждой перфокарте по 7 словосочетаний)
Оценка ставится после проверки на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Из рассказа (задан по чтению) выписать 10 словосочетаний, указать род, склонение, падеж, выделить окончание.
8. Слово завуча о работе учителя на уроке.
Вот так быстро закончился ваш урок, и наш тоже, где главным вашим помощником и другом был ваш учитель.
Звучит музыка песни “ Если с другом вышел в путь”.
– Дети встают, поворачиваются к остальным учителям, кланяются.
– Исполняют песню хором!
(Смыслом этой песни дети подчеркивают, что учитель их близкий друг. Опора – “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много”).