Программное содержание:
- закрепить умение считать от 1 до 10;
- закрепить знания о временах года, части суток, о днях недели;
- учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- развивать речь, логическое мышление;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование: картинка с Колобком; картинки с изображением животных: медведя, зайца, мышки, лисы, ежика, волка; карточки-цифры; карточки-примеры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку “Колобок”. Так как страна Математика и страна Сказок – это близкие подруги, предлагаю сказку “Колобок” превратить в сказку математическую.
Вспомним начало сказки:
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старуха, колобок.
- Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
(Картинка с изображением Колобка)
- Что было дальше?
Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.
Воспитатель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему заяц.
Заяц говорит:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Заяц, лучше задания интересные задавай!
Воспитатель: ребята, давайте поможем Колобку решить задания, иначе заяц может съесть его!
1. - Составьте числовой ряд от 1 до 10 (дети составляют числовой ряд из цифр).
- Покажите число, которое живет между числами 4 и 6 (показывают число).
- Покажите число больше 3 на один (показывают число).
- Покажите число меньше 7 на один (показывают число).
- Покажите 3-е число (показывают число).
- Покажите число больше 5 на один (показывают число).
- Покажите число, которое живет между числами 6 и 8 (показывают число).
Заяц отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему волк.
Волк говорит:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, волк, лучше вопросы трудные задавай.
2. - Сколько дней в неделе (ответы детей).
- Назови первый день недели (ответы детей).
- Назови пятый день недели (ответы детей).
- Которым по счету является день недели вторник (ответы детей).
- Назови третий день недели (ответы детей).
- Назови выходные дни (ответы детей).
- Сколько месяцев в году (ответы детей).
- Сколько времен года (ответы детей).
- Назови месяцы весны (ответы детей).
- Сколько частей в сутках (ответы детей).
Волк отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Медведь.
Медведь говорит:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, медведь, лучше подари мне игру.
3. Танец-игра “Буги-вуги”, дети встают в круг.
Руку правую вперед – (вытягиваем правую руку
вперед).
А потом её назад – (убираем руку за спину)
А потом её вперед – (снова вытягиваем правую руку
вперед)
И немножко потрясём – (трясём рукой)
Мы танцуем “Буги-вуги” поворачиваясь в круге –
(пританцовывая поворачиваемся вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так – (два хлопка в ладоши
в такт музыке)
Буги-вуги – (пританцовывая, идём в центр круга)
Окей! – (делаем жест рукой сжатой в кулак вверх и
кричим “Окей”)
Буги-вуги – (пританцовывая, идём из центра круга
обратно)
Окей! – (делаем жест рукой сжатой в кулак вверх и
кричим “Окей”)
Мы танцуем и поем для друзей – (хлопаем в ладоши)
После действия все те же только поем и
показываем: левая рука, правая нога, левая нога,
правое ухо, левое ухо, нос...
Колобок поблагодарил медведя и покатился дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса говорит:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, Лиса, лучше задай мне задачи.
4. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два – под березой
Три – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
У ежика в корзине было 5 грибов. Потом он 1 гриб отдал своей соседке белочке. Сколько грибов осталось у ежика?
Решение задач дети из цифр выкладывают на столах.
Воспитатель: за правильное решение задачи лиса отпустила Колобка. Ребята, а вы хотите узнать что случилось дальше? А Колобок дальше покатился и встретил он ежика.
Ежик:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня ежик, я помогу тебе найти отличия между медвежатами.
5. Воспитатель: чем они похожи? (Ответы детей: ушами - круг, головами – круг, ножками – треугольник)
- Чем не похожи? (Ответы детей: туловищем: у первого - прямоугольник, у второго - овал, руками: круг и овал)
Ежик отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Мышка.
Мышка:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, лучше в мою игру поиграй “Засели домик числами”.
6.
Дети делятся на две подгруппы и заселяют домики числами.
Воспитатель: мышка отпустила Колобка. Ребята, а Колобку уже пора возвращаться к дедушке и бабушке. Спасибо вам ребята, вы справились со всеми заданиями и тем самым спасли нашего Колобка. Колобок от вас узнал очень много нового.
Итог занятия:
Ребята, задание какого зверя для вас было очень интересным, трудным или легким.
Ответы детей.
Литература
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез, 2011 г.
- Фалькович Формирование математических представлений: 4-7 лет. Вако, 2009 г.