Цели урока.
Оборудование: политическая карта мира послевоенного периода, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории ХIX-XX век”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение ученикам цели и задач урока.
Учитель начинает урок с указания на то, что начавшиеся в стране преобразования (“оттепель” в политике, экономике, культуре и т.п.) не могли не затронуть и внешнюю политику. Вторая половина 50-х – начало 60-х годов отмечены либерализацией внешнеполитического курса и, в то же время, целым рядом противоречий. Необходимо отметить и недоверчивое осторожное отношение Запада в отношении СССР. Следует отметить, что внешняя политика СССР в период “оттепели” продолжала сроиться на приоритете классовых интересов над общечеловеческими. Так, в 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные испытания в атмосфере. Н.С. Хрущев воинственно заявлял, что “сейчас в руках Советской Армии находятся такие боевые средства и такая боевая мощь, какой никогда не имела ни одна страна” и что “мы смогли бы страну или страны, напавшие на нас, буквально стереть с лица земли”.
Далее учитель напоминает, что в отношениях со странами Запада и США возникали конфликтные ситуации: в 1961 г. – Берлинский кризис, в 1962 г. – Карибский кризис.
Материал для сообщения учителя о сущности Карибского кризиса
Карибский кризис в октябре 1962 года, крупнейшее обострение отношений между СССР и США за весь послевоенный период, возможно, впрямую поставившее мир перед опасностью ядерной войны между сверхдержавами.
Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской_стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Н.С._Хрущева и с согласия Ф._Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Дж._Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя-Хирон. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради “торжества социализма” в Западном полушарии. Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С.С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А.А._Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном. Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, “чтобы успокоить американский народ”, заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым “гласности”). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.
3. Далее учащимся предлагается познакомиться с документами и затем ответить на вопросы. Работу можно организовать в группах.
Документы
1. Из переписки Президента США Д. Кеннеди и Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева в период Карибского кризиса.
“Уважаемый г-н Председатель! …Чтобы избежать какой-либо неправильной оценки со стороны Вашего правительства того, что касается Кубы, я публично заявил, что если на Кубе произойдут определенные события, Соединенные Штаты предпримут все, что надлежит предпринять для защиты своей собственной безопасности и безопасности их союзников.
Более того, конгресс страны принял резолюции, выражающую его поддержку этой провозглашенной политики.
Несмотря на это, на Кубе продолжалось быстрое развитие баз ракет дальнего действия и других систем наступательного оружия. Должен сказать Вас, что США полны решимости, чтобы эта угроза безопасности данного полушария была устранена.
Я надеюсь, что Ваше правительство воздержится от любых действий, которые расширили бы или углубили этот кризис, уже носящий серьезный характер, и что мы сможем договориться вновь встать на путь мирных переговоров.
Искренне Ваш Джон Ф. Кеннеди, 22 октября 1962 г.”
“Господин Президент! … Должен откровенно сказать, что намеченные в Вашем заявлении меры представляют серьезную угрозу миру и безопасности народов. Соединенные Штаты открыто становятся на путь грубого нарушения Устава Объединенных Наций, на путь нарушения международных свободы судоходства в открытых морях, на путь агрессивных действий как против Кубы, так и против Советского Союза…
Устав ООН и международные нормы не дают права ни одному государству устанавливать в международных водах проверку судов, направляющихся к берегам Кубинской Республики.
Мы подтверждаем, что оружие, находящееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено исключительно для оборонительных целей, чтобы обезопасить Кубинскую Республику от нападения агрессора.
Я надеюсь, что правительство Соединенных Штатов проявит благоразумие и откажется от проводимых Вами действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям для мира во всем мире.
Н. Хрущев, 23 октября 1962 г.”
“Уважаемый г-н Председатель! Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим судам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств сегодня около полудня и который вступит в силу в 14.00 по гринвичскому времени 24 октября.
Искренне Ваш Джон. Ф, Кеннеди”
“Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?
Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим требованием? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже апеллируете не к разуму, а хотите запугать нас… Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.
…Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое. С уважением,
24 октября 1962 г. Н. Хрущев”
2. Из посланий Н.С. Хрущева Дж.Ф.Кеннеди 26-27 октября 1962 г.
“Если бы были даны заверения президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на Кубу и будут удерживать от подобных действий других, если Вы отзовете свой флот – это сразу все изменит…
…Наша цель была и есть - помочь Кубе, и никто не может оспаривать гуманности наших побуждений, направленных на то, чтобы Куба могла мирно жить и развиваться так, как хочет ее народ…
…Я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами… США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции”
3. Послание Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева президенту США Дж.Ф. Кеннеди 30 октября 1962 г.
“…Мы получили от Вас заверение, что Вы не будете вторгаться на Кубу и что не позволите этого сделать другим, а мы при этом условии вывозим оружие, которое Вы назвали наступательным…
И вот на этих компромиссных взаимных уступках этот вопрос решен…
К общему нашему удовлетворению мы перешагнули, может быть, даже через самолюбие. Видимо, найдутся такие бумагомаратели, которые будут выискивать блох в нашей договоренности, копаться, кто кому больше уступил.
А я бы сказал – мы оба уступили разуму и нашли разумное решение, которое дало возможность обеспечить мир для всех, в том числе и для тех, которые будут пытаться что-то выискивать”
4. Послание Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева президенту США Джону Ф. Кеннеди 10 декабря 1962 г.
“Уважаемый г-н Президент! …Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы. Наши отношения теперь входят уже в нормальную колею, так как все те средства, размещенные нами на территории Кубы, которые Вы считали наступательными, вывезены, и Вы в этом убедились, о чем вашей стороной уже было сделано заявление…
Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о ликвидации возникшей напряженности… Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами, хотя наша критика американского империализма остается, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан поитикой Соединенных Штатов в отношении Кубы”.
Вопросы к документам
Выводы урока.
Противостояние между СССР и США достигло в 1962 г. наивысшей остроты. Вместе с тем, поставив мир на грань ядерного конфликта, Карибский кризис подвел правительства мировых держав к осознанию необходимости выработки и принятия компромиссных решений, к поиску новых подходов в международных отношениях. В целом, в сравнении с послевоенным периодом, в середине 60-х гг. произошло снижение международной напряженности, начались практические поиски путей к разрядке.
Домашнее задание:
- соответствующие параграфы учебников;
- если в семье есть родственники старшего поколения, то желательно расспросить их о том, что они помнят о том периоде, какие чувства они испытывали, как воспринимали случившееся.