Формы контроля в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения. По-иному приходится подходить, планируя промежуточный, итоговый и предварительный контроль. В этом случае возможны различные формы его реализации. Так, для реализации предварительного контроля могут использоваться тесты или собеседование. Перед началом нового курса, предназначенного для дальнейшего овладения иностранным языком, могут использоваться тестовые задания и тесты, которые являются также формами и промежуточного контроля. И наконец, венчает курс обучения иностранному языку итоговый контроль (экзамен).

Все перечисленные формы контроля могут быть как письменными, так и устными.

Что касается итоговой проверки, то она представляет собой в сущности ту же контрольную работу или тест, но в отличие от таковых, используемых при завершающей проверке, всегда предназначена для выявления конечного уровня обученности за весь курс или год и обязательно выполняет оценочную функцию.

Экзамен по иностранному языку за базовый курс является надежным фундаментом для дальнейшей учебы. Более того, требования к нему следует привести в соответствие с международными стандартами.

Первой проблемой, с которой мы сталкиваемся, является проблема границ применения тестов и тестовых (контрольных) заданий. Тесты дают возможность достаточно эффективно выявить степень успешности овладения языком.

Перейдем теперь к описанию и характеристике возможных тестов и тестовых задании.

При составлении тестов и контрольных работ используются различные типы заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, называют дискретными. Это могут быть задания, проверяющие сформированность грамматических, лексических, фонетических и орфографических знаний и навыков, а также речевых навыков. В последнее время, однако, большой интерес у методистов вызывает использование заданий, направленных на контроль, способности и готовности учащихся к общению на иностранном языке в различных ситуациях. Вместе с тем внимание к контролю общения на иностранном языке вовсе не ведет к отказу от использования дискретных заданий.

Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ, чаще всего встречаются следующие:

  • перекрестный выбор (matching),
  • альтернативный выбор (true-false, ets.),
  • множественный выбор (multiple choice),
  • упорядочение (rearrangement),
  • завершение / окончание (completion),
  • замена / подстановка (substitution),
  • трансформация,
  • ответ на вопрос,
  • внутриязыковое перефразирование,
  • межъязыковое перефразирование (перевод),
  • клоуз-процедура (cloze procedure) и т.д.

По структуре и способу оформления ответа первые четыре из перечисленных выше типов заданий называют избирательными, а остальные – заданиями со свободно конструируемым ответом.

Задания перекрестного выбора заключаются в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам, объединяющим их. Например:

Can you match the following infinitives with their syntactic functions?

  1. I dressed and went out to buy the morning pager.
  2. He did not want to be left alone.
  3. To visit her was all that I desired.
  4. Andrew was the third to be interviewed.
  5. The job of a reporter is to expose and record.
  1. subject
  2. predicative
  3. object
  4. post modifier
  5. adverbial modifier

Задания альтернативного выбора предполагают либо выбрать один вариант из двух предложенных, либо согласиться или не согласиться. Например:

Can you chose the correct present tense verb to complete these sentences?

  1. On Saturdays I... /
  2. a) visit,
    b) am visiting / my grandmother.

  3. She .../
  4. a) listen,
    b) am listening / to the radio.

  5. Kenneth ... /
  6. a) plays,
    b) is playing / football at the moment.

  7. Maria ... /
  8. a) dislikes,
    b) is disliking / foreign food.

  9. I'm sorry, I... /

a) don't understand,
b) am not understanding / you.

Задания множественного выбора чаще всего встречаются среди прочих тестовых заданий. Они предполагают, как правило, выбор одного (правильного) варианта из трех или более предложенных. Это может быть вариант ответа или формы, правильный для данного предложения или подходящий по контексту и т. д. Например:

I. Pick out the sentences of unreal condition.

1)

  1. I'm so tired, I feel as if I haven't slept for a month.
  2. Why did he send us matches if he knew there was no gas?
  3. If he had been at the meeting, I should have seen him.

2)

  1. If you don't come, they will be pleased.
  2. If you had tried hard, you could have done it.
  3. If it rains, I'll take my raincoat.

II. Can you choose the correct point.
1) Capitol is...

  1. the building in Washington where Congress meets;
  2. the official residence of the US president;
  3. the upper house of the US Congress.

2) ...is the largest river in the USA;

  1. the St Lawrence River;
  2. the Potomac River;
  3. the Mississippi.

Возможен также и выбор неправильной формы. Например:

In each of these lists, there is one word that should not be there. Can you find it?

  • cat, dog, fish, horse;
  • kitchen, bedroom, garage, diningroom;
  • Russia, Wales, England, Scotland;
  • football, chess, tennis, hockey;
  • orange, lemon, apple, tomato.

Представляется целесообразным использовать в тестах и многочисленные типы заданий со свободно конструируемым ответом, поскольку правильное опознание формы еще не свидетельствует об умении применить ее. Задания на завершение / окончание широко используются в учебном процессе. Эта форма, бесспорно, продуктивнее перекрестного и множественного выбора. Учащимся, как правило, предлагается восполнить недостающую часть предложения либо путем постановки в правильную форму предложенного слова, либо самостоятельно закончить предложение. Для того чтобы выбрать правильную форму, учащимся приходится вспомнить речевой образец / грамматическое правило и изученный вокабуляр. Вместе с тем следует использовать и такие задания, которые давали бы ученику возможность выражать собственные мысли и суждения, хотя они и ограничены определенной целью и временем.

Замена / подстановка широко применяется в тренировочных упражнениях (drills). Представляется целесообразным использовать этот тип задания в целях контроля. В первую очередь это относится к вариантам замены, вызывающим изменения в предложении. Так, замена одного из двух согласованных членов влечет за собой изменение формы другого. Например, при замене личного местоимения 1 лица, выполняющего роль подлежащего в предложении, на личное местоимение 3 лица единственного числа глагол-сказуемое в настоящем времени потребует замены формы:

I like berries. (Не) > Не likes berries.

I am working now. (She) > She is working now.

Задания на трансформацию, широко применяемые в тренировочных упражнениях, можно также использовать в диагностических тестах. Так, задания на транспозицию (конверсию) проверяют умение учащихся задавать вопросы, менять порядок слов в предложении, задания на расширение / распространение (expansion) проверяют умение правильно определить место для слова, фразы или оборота, которые надлежит включать в исходное предложение. Редукция, предполагающая замену фразы или оборота одним словом, может сочетаться в тестовом задании с интеграцией, предусматривающей соединение двух предложений в одно. Например:

Combine the two sentences by inserting the second into the first (as a non-restrictive relative clause).

The Sphinx asked Oedipus a riddle. The Sphinx has a lion's body and a woman's head. (Solution: The Sphinx, who has a lion's body and a woman's head, asked Oedipus a riddle.)

Внутриязыковое перефразирование относится к наиболее продуктивным типам заданий, особенно при проверке понимания прочитанного. Перефразирование предполагает передачу своими словами мысли автора, уясняя ее насколько возможно. Разумеется, перефразирование текста приемлемо лишь на старшей ступени обучения. А в классах начальной и средней ступеней применяется перефразирование пословиц и поговорок, высказываний и небольших текстов. Представляется целесообразным вносить подобные задания и в тесты успешности обучения.

Перевод занимает весьма ограниченное место в преподавании иностранных языков в школе, либо совершенно отрицается, особенно приверженцами прямого метода. Злоупотребление переводом, как известно, вырабатывает у учащихся привычку мыслить категориями родного языка, постоянно искать соответствия, что в конечном счете делает процесс обучения иностранному языку трудным и малопродуктивным. Коммуникативное использование языка возникает при моделировании ситуаций реального общения: в магазине, на вокзале, в гостинице и т.д.

Клоуз-процедура — эффективный тип тестового задания, предполагающий восстановление опущенных слов в тексте. Клоуз-процедура была разработана и предложена У.Л. Тейлором. Данная форма применяется двояко: с фиксированным пропуском слов (каждое n-е слово) и нефиксированным, когда опускаются только, например, служебные слова. Клоуз-процедура предполагает осмысление информации, предшествующей пропуску и последующей за ним, анализ грамматической структуры, извлечение из долговременной памяти и подбор вербального элемента, сочетающегося с данным контекстом, облечение этого элемента в грамматическую форму.

Каждый из перечисленных типов заданий, как видно из сказанного, имеет несколько разновидностей с различной степенью сложности. Это свидетельствует о том, что всякое включение в тест того или иного типа задания должно предусматривать все разновидности по мере возрастания трудности.

В тесты и контрольные работы, особенно проводимые в конце учебного года, а также в экзамен по окончании всего курса обучения следует включать для проверки продуктивных умений прежде всего такие задания, при выполнении которых учащиеся становились бы участниками иноязычного общения. Это может быть ролевая игра, устное интервью, решение проблемы в группе, заполнение анкеты, написание приглашения или ответного письма и т.д. При составлении тестов и контрольных работ для успешности обучения необходимо выбирать задания, которые в полной мере соответствовали бы поставленным целям.