Комплексное занятие для детей среднего дошкольного возраста "Прогулка по осеннему лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • знакомить детей с разнообразием грибов; – учить внимательно рассматривать художественную картину, пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться натюрмортом;
  • развивать речь детей с помощью поисковых вопросов, пополнять активный словарный запас прилагательными;
  • развивать творческую активность и самостоятельность в лепке грибов.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за проявлением осенних признаков в природе; составление осенних букетов из листьев; рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осени; чтение и разучивание стихов и загадок; раскрашивание силуэтов грибов, лепка грибов; разучивание пальчиковой гимнастики, фонопедического упражнения и игр, направленных на координацию речи с движением.

Материалы и оборудование: мольберт, репродукция натюрморта И. Хруцкого “С грибами”, оборудование групповой комнаты под лесную полянку, ноутбук и экран для просмотра фотографий по теме “Грибы”; пластилин, доски, салфетки, подставка для поделок.

Ход занятия

1. Вводная часть (дети оказываются на лесной опушке)

Ребята, сейчас мы с вами совершим прогулку по осеннему лесу. Пойдём за мной по лесной тропинке на лесную опушку. Дети, сейчас очень красивое время года – осень. А какие приметы осени вы знаете? (желтеют и краснеют листья, опадают, идут дожди, птицы улетают в тёплые края, нет насекомых и т.д.) А вам нравится осень? Чем? (нравится ходить по опавшим листьям, наблюдать за листопадом). Да очень интересно наблюдать за опавшими листочками, как они красиво кружат на лету, бегут под ветерком по земле. Мы даже играем с ними. А что мы слышим когда идём по листве? Да, шорох и шелест листвы под ногами. Осень пахнет горьковатым дымком костров, прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав, грибами. А солнышко “зажигает траву, листву деревьев и они становятся ярче, наряднее. А небо голубое, чистое в ясную погоду. Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Ребята, отгадайте загадку [2]:

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл Красну шапочку нашёл?

Правильно гриб. Посмотрите, сколько на опушке выросло грибов, все они красивые и нарядные. Осень это пора для сбора грибов. В лесу можно встретить грибников. Ребята, а кто такие грибники, что они делают? Да, они бродят по лесу с корзинками и с туесками в поисках съедобных грибов. А вот и две старушки…..

Фонопедическое упражнение:

Две старушки на опушке – дети идут Рвали грузди и волнушки – наклоняются, рвут грибы Филин у – у-у-у – подражают крику филина Филин у – у-у-у У старушек замер дух – испугавшись, садятся на корточки.

2. Основная часть

(Дети садятся удобно для просмотра на экране слайдов грибов [4] [5] [6])

Рассказ воспитателя. Осенью в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят (слайд 1). Прикрытые золотыми, красными, лиловыми листьями прячутся в сухой траве красноголовые подосиновики (слайд 2). На лесных полянах появились рыжики (слайд 3). Желтеют золотистые лисички (слайд 4). В траве у тропинки прячутся крепкие моховики (слайд 5). Словно малые ребята, толпятся маслята (слайд 6). Между белыми стволами берёз поселились подберёзовики (слайд 7) и душистые грузди (слайд 8). Один из больших грибов – белый (слайд 9). А после дождичка с утра появилась вся семья – дождевиков (слайд 10). Вдоль лесных дорожек много белых ножек, в шляпках разноцветных, издали приметных, собирай не мешкай – это сыроежки! (слайд 11) Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как петрушка ядовитый мухомор! (слайд 12) Вот ребята, сколько много разнообразных грибов.

Рассматривание натюрморта И. Хруцкого “С грибами”. [3][7] А сейчас я вам расскажу одну историю…..(дети подходят к мольберту с репродукцией картины И. Хруцкого натюрморт "С грибами") (слайд 13)

Однажды художнику в подарок принесли корзиночку с грибами. Грибов было так много, что несколько грибков упало. Вся корзиночка красиво смотрелась. Светло-жёлтая, а в ней красно-коричневые шляпки грибов с белыми, чуть подрумяненными ножками, на которой ещё видны остатки лесной земли. Художник радовался этой красоте, этому дару леса, изобилию и захотел это всё нарисовать. Чтобы сделать натюрморт ещё наряднее. Он положил около корзиночки несколько зелёных огурчиков и две головки лука. Ах, какой чудесный получился натюрморт! Художник взял кисти и стал быстро-быстро рисовать. Зовут художника И. Хруцкий, а натюрморт он назвал “С грибами”. Эта картина написана давно. Художника уже нет, а вот картина осталась, и будет ещё долго радовать людей, доставлять им радость и удовольствие. Вопросы к детям. А сейчас посмотрите на картину. Это белые грибы. Самые ценные и вкусные. Они плотные и крепкие. Какого цвета шляпки, ножки? А какого цвета фон? Да, тёмный, а корзиночка с грибами светлое пятно на картине? Видимо художник рисовал картину на воздухе, около деревьев. Главное в этой картине – корзиночка с грибами, она поставлена в самом центре. На зелёной травке что лежит? Да, огурчики и лучок. Они украшают натюрморт и делают его более нарядным. Понравился вам натюрморт? И мне тоже. Пойдем те по лесной тропинке…

Физминутка [1]

Ножки, ножки, где вы были?– идут по тропинке За грибами в лес ходили, А вы ручки работали?– останавливаются, разводят руки в стороны Мы грибочки собирали!– наклоняются, рвут грибы А вы глазки помогали?– показывают на глаза Мы искали да смотрели, все пенёчки оглядели!– смотрят, ищут.

Ребята, а сейчас мы с вами пройдём за столы. Давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.[1]

Топ-Топ 5 шагов – шагают пальчиками по столу В кузовочке 5 грибов – показывают пять пальцев Мухомор красный-гриб опасный – загибают по одному пальцу А второй лисичка – рыжая сестричка Третий гриб волнушка – розовое ушко А четвёртый гриб сморчок – бородатый старичок, Пятый гриб белый – ешь его смело!

Лепка. А сейчас я вам предлагаю вылепить грибы, какие вам понравились (вспомнить из каких частей состоит гриб, какими приёмами лепки будут лепить дети)

Вот сколько красивых, разных грибов вы вылепили, а давайте их красиво положим на тарелочку.

3. Итоговая часть

А теперь я вас приглашаю поиграть на лесную полянку.

Игра “За грибами” [1]

Все зверушки на опушке – идут по тропинке Ищут грузди и волнушки – ищут грибы Белочки скакали – рыжики срывали – исполняют подскоки с продвижением вперёд Лисичка бежала – лисички собирала – медленно бегут и “виляют хвостиком” Скакали зайчатки – искали опятки – прыгают на двух ногах с продвижением вперёд Медведь проходил – переваливаясь с одной ноги на другую Мухомор раздавил – делают притоп одной ногой.

Вот и закончилась наша прогулка по осеннему лесу.

Используемый материал:

  1. Н.В. Нищева “Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики”. Издательство “Детство-Пресс”, Санкт-Петербург, 2009г.
  2. Т.В. Карпенко “Сборник загадок”. М.: Просвещение 1988 г.
  3. Н.А. Курочкина “Знакомство с натюрмортом”. Издательство “Акцидент”, Санкт–Петербург, 1997 г.
  4. Http://www.grib.softrain.info/gallery.php
  5. http://www.4aga.ru
  6. http://www.okafish.ru
  7. http://www.liveinternet.ru