Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Среди произведений всех литературных жанров, помещенных в учебники по чтению в начальной школе, особое место занимают лирические стихотворения.

Работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется, прежде всего, специфическими особенностями лирики, как особого рода художественной литературы. В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям и т.д.

Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера недостаточно развита для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать герою. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирического стихотворения состоит в том, чтобы разбудить эмоции и чувства ребенка.

Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность. Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение лирического стихотворения.

Необходимо рассмотреть, как строится процесс работы над лирическим стихотворением

Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения, сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.

Для решения этих задач используется беседа, с опорой на личные наблюдения, опыт детей, элементы рассказа, музыка и живопись.

Этапы работы над лирическим стихотворением

I этап

Первое чтение лирического стихотворения.

Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.

II этап

Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.

Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.

III этап

Повторное чтение стихотворения.

Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.

IV этап

Анализ лирического стихотворения.

Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Выборочное чтение сопровождается беседой – размышлением по поводу прочитанного текста. Используется прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова близким по смыслу, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического слова.

Для развития видения художественных образов, учитель использует прием рассматривания готовых иллюстраций.

Анализ лирического стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, то есть образных представлений на основе прочитанного.

Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.

При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.

Памятка (Приложение 1)

При анализе стихотворения интересна и полезна работа с его цветовым фоном. За основу берется методика Журавлева А.П., описанная им в книге “Звук и смысл”, основой которой является понятие фоносемантики. Суть этого понятия заключается в том, что звуки производят на людей определенное воздействие, каждый звук ассоциируется с определенным цветом.

Эта методика может быть применена и в начальной школе. Такая работа проводится со стихотворениями, в которых дети смогут сопоставить цветовой фон с содержанием и настроением стихотворения.

  1. Учитель по формуле определяет цветовой фон нескольких стихотворений, изображает их на листах бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.
  2. Дети рассматривают несколько цветовых фонов.
  3. Учитель предлагает выбрать тот, который соответствует содержанию стихотворения.
  4. Ученики объясняют свой выбор.

или

1. Учитель по формуле определяет цветовой фон стихотворения, изображает его на листе бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.

2. Учитель показывает цветовой фон изучаемого стихотворения и задает вопросы следующего содержания:

  • Что в окружающей нас природе того или иного цвета?
  • Какое настроение вызывает тот или иной цвет, сочетание цветов? Соответствует ли оно настроению стихотворения?
  • Что выражает каждый цвет по отношению к содержанию стихотворения?
  • Почему тот или иной цвет преобладает?
  • Почему цвета находятся в таком соотношении? И т.д.

3. Сопоставляются: цветовой фон этого стихотворения, репродукция картины, подходящей по содержанию, и сам текст. Делается вывод.

Я определила цветовой фон лирических стихотворений для уроков чтения по учебникам двух программ: “Школа 2100”, “ХХI век”.

V этап

  • Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
  • Учебная задача: увидеть результаты работы.

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:

  • Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
  • Развитие творческого воображения детей.
  • Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
  • Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
  • Преодоление пассивности детей.

Вывод.

В результате применения этой методики – дети всегда с удовольствием читают и рассказывают наизусть лирические стихотворения. Когда проходит “Конкурс чтецов”, то ребята с большим желанием участвуют в нем, анализируют свое чтение и чтение других участников конкурса (и при этом справедливо), больше 80% класса читают стихи выразительно.

Методика определения цветового фона лирического стихотворения (норма на 1000 букв) (Приложение 2)