Среди произведений всех литературных жанров, помещенных в учебники по чтению в начальной школе, особое место занимают лирические стихотворения.
Работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется, прежде всего, специфическими особенностями лирики, как особого рода художественной литературы. В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям и т.д.
Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера недостаточно развита для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать герою. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирического стихотворения состоит в том, чтобы разбудить эмоции и чувства ребенка.
Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность. Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение лирического стихотворения.
Необходимо рассмотреть, как строится процесс работы над лирическим стихотворением
Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения, сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.
Для решения этих задач используется беседа, с опорой на личные наблюдения, опыт детей, элементы рассказа, музыка и живопись.
Этапы работы над лирическим стихотворением
I этап
Первое чтение лирического стихотворения.
Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.
II этап
Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.
Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.
III этап
Повторное чтение стихотворения.
Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.
IV этап
Анализ лирического стихотворения.
Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Выборочное чтение сопровождается беседой – размышлением по поводу прочитанного текста. Используется прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова близким по смыслу, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического слова.
Для развития видения художественных образов, учитель использует прием рассматривания готовых иллюстраций.
Анализ лирического стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, то есть образных представлений на основе прочитанного.
Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.
При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.
Памятка (Приложение 1)
При анализе стихотворения интересна и полезна работа с его цветовым фоном. За основу берется методика Журавлева А.П., описанная им в книге “Звук и смысл”, основой которой является понятие фоносемантики. Суть этого понятия заключается в том, что звуки производят на людей определенное воздействие, каждый звук ассоциируется с определенным цветом.
Эта методика может быть применена и в начальной школе. Такая работа проводится со стихотворениями, в которых дети смогут сопоставить цветовой фон с содержанием и настроением стихотворения.
- Учитель по формуле определяет цветовой фон нескольких стихотворений, изображает их на листах бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.
- Дети рассматривают несколько цветовых фонов.
- Учитель предлагает выбрать тот, который соответствует содержанию стихотворения.
- Ученики объясняют свой выбор.
или
1. Учитель по формуле определяет цветовой фон стихотворения, изображает его на листе бумаги, говорит ученикам о том, что даже звуки отражают содержание стихотворения.
2. Учитель показывает цветовой фон изучаемого стихотворения и задает вопросы следующего содержания:
- Что в окружающей нас природе того или иного цвета?
- Какое настроение вызывает тот или иной цвет, сочетание цветов? Соответствует ли оно настроению стихотворения?
- Что выражает каждый цвет по отношению к содержанию стихотворения?
- Почему тот или иной цвет преобладает?
- Почему цвета находятся в таком соотношении? И т.д.
3. Сопоставляются: цветовой фон этого стихотворения, репродукция картины, подходящей по содержанию, и сам текст. Делается вывод.
Я определила цветовой фон лирических стихотворений для уроков чтения по учебникам двух программ: “Школа 2100”, “ХХI век”.
V этап
- Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
- Учебная задача: увидеть результаты работы.
Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:
- Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
- Развитие творческого воображения детей.
- Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
- Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
- Преодоление пассивности детей.
Вывод.
В результате применения этой методики – дети всегда с удовольствием читают и рассказывают наизусть лирические стихотворения. Когда проходит “Конкурс чтецов”, то ребята с большим желанием участвуют в нем, анализируют свое чтение и чтение других участников конкурса (и при этом справедливо), больше 80% класса читают стихи выразительно.
Методика определения цветового фона лирического стихотворения (норма на 1000 букв) (Приложение 2)