Урок на тему "Изображение весны в стихотворениях русских поэтов и художников". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательный интерес на уроках литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира.

Задачи урока.

Образовательные:

- учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту;

- учить тому, что поэзия – это мир чувств;

- учить слушать и читать поэзию;

- обучать основам анализа поэтического текста;

- обучать участию в беседе, построению высказывания;

- формировать представление о выразительных художественных средствах, при помощи которых художник передает свое настроение.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении подлинным искусством слова, самостоятельность суждений;

- воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Оборудование.

Для учителя: плакат с изображением весенних цветов, репродукция картины И.С. Остроухова “Ранняя весна”, магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского “Апрель”, карточки со словарными словами, разноцветные карточки, гуашь или акварель, кисти, вода. Чистые листы, силуэты предметов для физминутки.

Для учащихся: стихотворения о весне Е.Баратынского, И.Сурикова, А.Пушкина, А.Фета, И.Бунина, А.Блока, А.Толстого, гуашь или акварель, альбомный лист, вода, силуэты предметов для физминутки.

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Подготовительный этап.

Звучит пьеса П.И.Чайковского “Подснежник. Апрель”.

Учитель: Г. Ладонщиков.

Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние,
Дети нежные земли -
Всем на удивление…

Я приглашаю вас на экскурсию на лесную полянку с названием “Весна, весна! И всё ей радо…”. Посмотрите, а на полянке растут наши первоцветы-цветы Хакасии.

Ребята, а как вы думаете, почему эти цветы так назвали? (Заслушиваются ответы учеников).

Очень давно, народ их называл “сон-травой”. Люди верили, что если первоцвет будет лежать под подушкой, то приснится сон, который сбудется обязательно.

Эти первоцветы называют еще – “прострел”. Как вы думаете, почему так их называют? (Заслушиваются ответы учеников).

Наши хакасские первоцветы занесены в Красную книгу . Как вы думаете, почему?

На нашей полянке первоцветы волшебные, они для вас приготовили что-то, а что, сегодня на уроке мы узнаем, раскрывая несколько бутонов с заданиями.

Ребята раскрывают два бутона с заданиями:

  • прочитай стихи о весне;
  • нарисуй весеннее небо и землю.

1.2. Сообщение задач урока.

Учитель: На уроке мы прочитаем отрывки из стихотворений поэтов о весне. Вспомним, какими мы видели небо и землю, нарисуем их.

1.3. Работа над восприятием литературных текстов и произведений искусства.

Чтение стихотворения Е.Баратынского “Весна. Весна!..” учеником.

Учитель:

- Как вы думаете, поэту нравится весна?

- Какое настроение передает автор?

- Образ какой весны создал поэт- резвой, игривой девушки или щедрой хозяйки, идущей твердой широкой поступью по земле?

- Какой образ вам ближе?

Чтение стихотворения И.Сурикова “Хороша весна-царица”.

- С чем сравнивают весну другие авторы?

- Почему у поэта возник такой образ – “весна-царица”? Она добрая или злая?

Чтение стихотворения А.Пушкина “…С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года”.

- С чем еще сравнивают поэты весну?

- Почему весна - “утро года”?

- Интересно, а чем пахнет весна?

Учитель читает строки: “Весна, весна! Как воздух чист…”.

Ученики зачитывают отрывки из стихотворений.

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист… Е.Баратынский

Весна, весна!
И все ей радо.
Как в забытьи стоишь
И слышишь свежий запах сада,
И теплый запах талых крыш… И. Бунин.

Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом… А.Фет

- Как еще можно почувствовать весну?

- Что еще нам говорит о том, что весна идет?

Шумят ручьи! Блестят ручьи… Е.Баратынский

Весна идет сторонкой,
В ручье журчит волна… А.Блок

Уж тает снег, бегут ручьи… А.Плещеев

- Как ведет себя весенняя река? (Е.Баратынский “Взревев, река несет…”)

- С кем сравнил другой автор ручьи? (А. Фет “Ручьи, журча…как стаи лебедей…”)

- Красивое сравнение?

- А мы все весенние звуки назвали? (Голоса птиц. А.Толстой: “И кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли…”)

- Куда зовут журавли, как вы думаете?

Далее идет работа по картине И.Остроухова “Ранняя весна”.

- Что изображено на картине?

- Есть ли сходство в описании природы поэтами в стихотворениях о весне и в картине художника?

- Какое настроение вызывает эта картина? Созвучно ли оно настроению прочитанных нами отрывков?

- Какие строки из стихотворений больше всего выражают содержание этой картины? Прочитайте их выразительно.

2. Физминутка.

Учитель:

- У вас на парте есть силуэты птиц, льдин, ручья, реки. Я буду показывать на фигуру, а вы- издавать звуки, подражая пению птиц, журчанию ручья, шуму воды.

- Представьте себя маленькими льдинками, выброшенными на берег. Выглянуло солнышко, начало щекотать вам бока своими лучиками. Что с вами стало происходить? Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что с вами происходит. Попробуйте показать, как вы таете.

3. Новая тема.

Учитель: Ой, мимо нас пролетела волшебная птица, а зовут ее царица красок. Смотрите, она обронила свои волшебные перышки. Подул ветерок. Какие перышки взлетят легко? (Легкие)

- Назовем их “легкие цвета”.

- Как можно получить эти цвета? (Дети показывают, как можно смешивать цвета)

Ребята, выберите цвета для изображения неба и земли весной. Поможем себе строками стихотворений, в которых переданы цвета неба:

- А.Пушкин “синея, блещут небеса…”

- А.Плещеев “Чиста небесная лазурь…”

- А.Блок “…Синее небеса…”

- Ребята, только ли синим и голубым можно изобразить весеннее небо?

- Что еще есть на небе? (Облака)

- Какой поэт описал облака? (А.Фет “Станицей тучки носятся…”)

- Какого цвета облака?

- У какого поэта есть строки, передающие цвет солнца? (Е.Баратынский “Ласкаясь, к солнечным лучам…”)

- Какого цвета весенняя земля в стихотворениях? (А.Толстой “Вот уж снег последний в поле тает…”, А.Блок “Заметней и чернее на пашне полоса…”)

- Отчего полоса кажется “чернее”? (Сырая земля всегда темнее)

- Какие цвета мы выберем для изображения весенней земли?

- Что будет границей неба и земли?

Поэты выражали свои чувства, связанные с приходом весны, красивыми словами, композиторы - музыкой, а художники – красками.

Вы, юные художники, приступайте к работе: рисуем весеннее небо и землю, используя “легкие” и “тяжелые” цвета.

4. Самостоятельная работа учащихся под музыку П.Чайковского “Апрель”.

5. На доску в виде крыла птицы вывешиваются рисунки, коллективно обсуждаются выполненные работы.

- У кого работа удалась?

- Кому можно помочь?

- У кого “синеют небеса”?

- На чьем рисунке “станицей тучки носятся”?

- Что вам помогло изобразить весеннее небо и землю?

- Разные картины получились? (А.Фет “Везде разнообразною картиной занят взгляд…”)

6. -А над вами пронеслась весна? Махнула ли она крылом над вами?

- Вы хотите передать привет весне?

Ученик открывает еще один бутон с заданием: “Сочини стихотворение по его началу: “Чики-Рики воробей…”, “Уж тает снег, вода кругом…”.

Стихотворение ученицы Николаенко Кристины.

Подарок весны

Чики-Рики воробей,
Стал твой голос веселей.
Значит, к нам весна пришла
И подарок принесла.

7. Домашнее задание: сочините рассказ или сказку о весне, с животными и растениями Хакасии.

8. Итог урока.

Ребята, у вас на парте лежат разноцветные карточки - “перышки”. Если вам урок понравился, то прикрепите к крылу птицы зеленое “перышко”, если было не интересно, то желтое “перышко”, а если урок совсем не понравился, то красное “перышко”.