Тема урока: "Твердые тела, жидкости и газы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учеников с различными состояниями веществ и их свойствами.

Задачи образовательные: научить выделять и описывать признаки предметов (умение объяснять мир).

Задачи развивающие:

1) развивать творческие способности учащихся (интеллектуальные общеучебные умения)

2) развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни (интеллектуальные общеучебные умения).

Оборудование: 9 прозрачных стаканов, пакеты целлофановые – 10, прозрачная вазочка, бумажная салфетка, прозрачная ёмкость с водой, 2 шприца, освежитель воздуха, брусок, конфета, карандаш; вода, чай, подкрашенная вода; “пустой” стакан; 12 конвертов с карточками слов (брусок, пар, вода, лёд, чай, пенал, молоко, воздух, природный газ), сигнальные карточки.

Учащиеся сидят в трёх группах.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые нас окружают

- Молодцы! Все эти предметы называют… физические тела.

(На доску вывешивается табличка)

Рисунок 1

- Мы разбились на группы. Вспомните правила работы в группе.

(1) уметь договариваться, 2) уметь слушать друг друга, 3) уметь распределять работу)

- Рассмотрите предметы – тела на своих партах.

- Что в стаканах первой группы? (Вода, чай, краска)

- Что у них общего? (Это жидкости)

(На доску)

Рисунок 2

- Что в стаканах второй группы? (Конфета, брусок, карандаш)

- Потрогайте предметы.

- Что у них общего? (Они твёрдые)

(На доску вывешивается табличка)

Рисунок 3

- Третья группа, что у вас в стакане? (На столе “пустой” стакан, целлофановые пакеты по числу учеников)

- Как проверить? (Ученик проводит опыт “Колокол”: на дне стакана лежит салфетка, стакан переворачивают вверх дном и опускают в тазик с водой, вынимают и проверяют салфетку)

- Почему салфетка осталась сухой? (Воздух не дал намочить салфетку)

- Возьмите пакеты и зажмите их рукой у горлышка.

- Что в пакете? (Воздух)

- Воздух можно отнести к твёрдым телам или жидкостям? (Нет, это газ)

(На доску)

)

Рисунок 4

- Определите тему урока.

Физминутка.

III. Первичное закрепление.

- Поработаем в парах.

- Возьмите конверт. Достаньте 9 карточек с названием тел (Брусок, пар, вода, лёд, чай, пенал, молоко, природный газ, воздух).

- Прочитайте и распределите эти тела на три группы.

- Повторите, какие группы мы определили (жидкости, твёрдые тела, газы).

Проверка с использованием сигнальных карточек.

IV. Исследовательская работа.

- Проведём опыты и определим, чем отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

(На доску)

Рисунок 5

1 опыт (первое свойство).

- Возьмите в руки карандаш и попробуйте сжать. Получилось? (Нет, не сжимается)

- При помощи шприца пробуем сжать воду (не сжимается); а газ (сжимается).

Вывод: твёрдые тела и жидкости не сжимаются, а газ сжимается (табличку на доску).

Рисунок 6

2 опыт (второе свойство).

- Разделим все вещества и материалы на две группы: сохраняющие форму и не сохраняющие.

- Возьмём и перельём чай из стакана в вазочку.

- Какую форму приобретает жидкость при переливании из одного сосуда в другой? (Жидкость сохраняет форму сосуда)

- Переложите брусок из одного стакана в другой. Изменил ли он форму? (Нет, это твёрдое тело)

Вывод: твёрдые тела сохраняют свою форму, а жидкости сохраняют форму сосуда (табличку на доску).

Рисунок 7

3 опыт (третье свойство).

- Мы говорили о твёрдых телах и жидкостях. А ещё о каких телах нам нужно сказать? (О газах)

- Положите руки на стол, голову пристройте удобно и закройте глаза.

Поднять голову вы можете только по моей команде.

(Учитель разбрызгивает освежитель воздуха около доски)

- Просыпайтесь. Что вы чувствуете? Все почувствовали? Почему, ведь я разбрызгала только у доски?

Вывод: газы занимают всё помещение, где они находятся (табличку на доску).

Рисунок 8

IV. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь с.50 №1, 2.

V. Итог.

- С какими состояниями физических тел мы сегодня познакомились?

- Какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы? (По выводам)

Дома подумайте, какое знакомое вам вещество может находиться во всех трёх состояниях.