Цель: познакомить учеников с различными состояниями веществ и их свойствами.
Задачи образовательные: научить выделять и описывать признаки предметов (умение объяснять мир).
Задачи развивающие:
1) развивать творческие способности учащихся (интеллектуальные общеучебные умения)
2) развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни (интеллектуальные общеучебные умения).
Оборудование: 9 прозрачных стаканов, пакеты целлофановые – 10, прозрачная вазочка, бумажная салфетка, прозрачная ёмкость с водой, 2 шприца, освежитель воздуха, брусок, конфета, карандаш; вода, чай, подкрашенная вода; “пустой” стакан; 12 конвертов с карточками слов (брусок, пар, вода, лёд, чай, пенал, молоко, воздух, природный газ), сигнальные карточки.
Учащиеся сидят в трёх группах.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые нас окружают
- Молодцы! Все эти предметы называют… физические тела.
(На доску вывешивается табличка)
Рисунок 1
- Мы разбились на группы. Вспомните правила работы в группе.
(1) уметь договариваться, 2) уметь слушать друг друга, 3) уметь распределять работу)
- Рассмотрите предметы – тела на своих партах.
- Что в стаканах первой группы? (Вода, чай, краска)
- Что у них общего? (Это жидкости)
(На доску)
Рисунок 2
- Что в стаканах второй группы? (Конфета, брусок, карандаш)
- Потрогайте предметы.
- Что у них общего? (Они твёрдые)
(На доску вывешивается табличка)
Рисунок 3
- Третья группа, что у вас в стакане? (На столе “пустой” стакан, целлофановые пакеты по числу учеников)
- Как проверить? (Ученик проводит опыт “Колокол”: на дне стакана лежит салфетка, стакан переворачивают вверх дном и опускают в тазик с водой, вынимают и проверяют салфетку)
- Почему салфетка осталась сухой? (Воздух не дал намочить салфетку)
- Возьмите пакеты и зажмите их рукой у горлышка.
- Что в пакете? (Воздух)
- Воздух можно отнести к твёрдым телам или жидкостям? (Нет, это газ)
(На доску)
Рисунок 4
- Определите тему урока.
Физминутка.
III. Первичное закрепление.
- Поработаем в парах.
- Возьмите конверт. Достаньте 9 карточек с названием тел (Брусок, пар, вода, лёд, чай, пенал, молоко, природный газ, воздух).
- Прочитайте и распределите эти тела на три группы.
- Повторите, какие группы мы определили (жидкости, твёрдые тела, газы).
Проверка с использованием сигнальных карточек.
IV. Исследовательская работа.
- Проведём опыты и определим, чем отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
(На доску)
Рисунок 5
1 опыт (первое свойство).
- Возьмите в руки карандаш и попробуйте сжать. Получилось? (Нет, не сжимается)
- При помощи шприца пробуем сжать воду (не сжимается); а газ (сжимается).
Вывод: твёрдые тела и жидкости не сжимаются, а газ сжимается (табличку на доску).
Рисунок 6
2 опыт (второе свойство).
- Разделим все вещества и материалы на две группы: сохраняющие форму и не сохраняющие.
- Возьмём и перельём чай из стакана в вазочку.
- Какую форму приобретает жидкость при переливании из одного сосуда в другой? (Жидкость сохраняет форму сосуда)
- Переложите брусок из одного стакана в другой. Изменил ли он форму? (Нет, это твёрдое тело)
Вывод: твёрдые тела сохраняют свою форму, а жидкости сохраняют форму сосуда (табличку на доску).
Рисунок 7
3 опыт (третье свойство).
- Мы говорили о твёрдых телах и жидкостях. А ещё о каких телах нам нужно сказать? (О газах)
- Положите руки на стол, голову пристройте удобно и закройте глаза.
Поднять голову вы можете только по моей команде.
(Учитель разбрызгивает освежитель воздуха около доски)
- Просыпайтесь. Что вы чувствуете? Все почувствовали? Почему, ведь я разбрызгала только у доски?
Вывод: газы занимают всё помещение, где они находятся (табличку на доску).
Рисунок 8
IV. Первичное закрепление.
Рабочая тетрадь с.50 №1, 2.
V. Итог.
- С какими состояниями физических тел мы сегодня познакомились?
- Какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы? (По выводам)
Дома подумайте, какое знакомое вам вещество может находиться во всех трёх состояниях.