В современной России и школе очень остро стоит национальная проблема. Часто учащиеся оскорбляют друг друга, используют в обращении негативно окрашенные эпитеты и клички. Бытовой расизм получил широкое распространение, как среди взрослых, так и среди детей.
Цель: развивать толерантное отношение к представителям другой национальности, расы.
Задачи:
- Изучить историю «африканского вопроса» в России;
- Изучить источники массовой информации по данному вопросу;
- Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, критически относиться к окружающей действительности, выражать собственное мнение;
- Стимулировать у учащихся интерес к истории своей страны и культуре других народов.
Оборудование: Мультимедиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, видеосюжеты по теме, раздаточный материал.
Предварительная подготовка. Учитель предлагает провести анонимный мини-опрос с целью выяснения отношения аудитории к темнокожему населению в России. Присутствующие опускают свои ответы в заранее подготовленную коробку. После того, как прошло голосование, результаты подсчитывает специально подготовленный человек. При наличие технических возможностей ответственный может оформить результаты опроса в виде диаграммы, что будет более наглядным и интересным.
Ход урока
Вводное слово учителя. (Приложение 1, слайд 1) На современном этапе развития общества миграция приобрела огромные масштабы. Люди колесят по просторам своей страны в поисках лучшей жизни. Часто процессы переселения выходят за пределы одной страны. Россия всегда была многонациональным государством, однако отношение властей и местных жителей к мигрантам не всегда было дружелюбным. Русификаторская политика царской России, угнетение национальных меньшинств, ограничение их в правах и лишение национальной культуры в советское время; агрессивное отношение местных жителей в современной России. Обо всех этих проблемах говорится уже давно. Но недавно в России появилась новая категория мигрантов, это, так называемые, афророссияне.
В России, ранее не имевшей сколько-нибудь значительных контактов с «Чёрной Африкой», цветное население (чернокожие и мулаты) появилось позже, чем в странах Запада, и до сих пор не является существенным по числу. (Приложение 1, слайд 2) Среди первых известных африканских иммигрантов — купленный в качестве раба эфиоп Абрам Ганнибал, прадед А. С. Пушкина. В восемнадцатом веке распространилась мода на чернокожих слуг, которых называли «арапами» или «арапками».
В советскую эпоху основу темнокожего населения составляли студенты из Африки, отдельные представители которых впоследствии остались в России. Случались также межрасовые браки африканцев с советскими гражданами. По причине малочисленности и ассимиляции в российскую культурную и языковую среду цветное население не образовало гетто, в отличие, например, от США. Сравнительно заметные группы чернокожих проживают только в крупных городах России.
Учитель обращает внимание на данные интернет опроса на (Приложение 1, слайд 3): «Почему в России не любят негров?». Комментирует ответы респондентов.
- А теперь предлагаю посмотреть на итоги опроса, проводимого в нашей школе, отличаются ли ответы наших школьников от результатов незнакомых нам людей. (Приложение 1, слайд 4) Итак, давайте попробуем разобраться кто прав, а кто виноват.
Учитель раздаёт заранее подобранный и распечатанный материал учащимся. Материал подбирается с учётом различных точек зрения на данную проблему. Материалы интернет форумов лучше заранее откорректировать, поскольку высказывания обсуждающих часто некорректны. Группы учащихся получают разные статьи: одни будут работать с негативной точкой зрения, другие с позитивной, что прибавит проблемности в обсуждение. Задание для группы также находится в раздаточном материале.
Члены группы совместно читают материалы и вырабатывают коллективное мнение. На работу в группах отводится 15 минут, они совместно выбирают человека, который будет выражать точку зрения всей группы. На выступление каждой группы отводится 3 минуты. Выступающий должен будет тезисно изложить мнение своей группы, подкрепляя сказанное выдержками из раздаточного материала.
После того, как группы выступили и дискуссия окончена, учитель предлагает вниманию учащихся видеосюжет по данной тематике (Приложение 1, слайд 5). Данные видеосюжет показывают афророссиян, как подлинных граждан России, патриотов своей новой Родины. Кроме того, учитель обращает внимание на фотографии команды КВН РУДН и сборной России по футболу, которые служат нам примером содружества людей разных национальностей и цветов кожи.
Слово учителя. (Приложение 1, слайд 6) Самое удивительное, что мы готовы полюбить и принять темнокожего артиста или футболиста, но раздражаемся при виде пассажира того же цвета кожи в метро. Крайне негативно относимся к детям метисам – это бытовой расизм.
Точку в занятии можно поставить при помощи синквейна, когда учащиеся смогут выразить своё мнение, а учитель сможет провести таким образом провести рефлексию. Желающие могут зачитать свои мини- сочинения вслух.
Приложение 2. Раздаточный материал.
Ссылки на используемые изображения и видеоролики:
- http://www.youtube.com/watch?v=vJdOxzOTPjA – «Обаму в депутаты».
- http://www.liberty.ru/var/ezwebin_site/storage/images/foto/den-rossii-na-dvorcovoj-ploschadi-peterburga/yunyj-afrorossiyanin/85615-1-rus-RU/YUnyj-afrorossiyanin_imagelarge.jpg - слайд №1;
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Peter_the_Great_with_a_black_page.jpg - слайд№2;
- http://www.kinofilm.ws/torrents/images/207570.jpg - слайд№5;
- http://medias.fluctuat.net/sport-equipes/4.jpg - слайд№5;
- http://www.myjulia.ru/data/cache/2011/04/28/755211_3444nothumb500.jpg - слайд №6;
- http://imperiyazvezd.ru/img/thumbs/it40000002464.jpg - слайд№6.
- http://s42.radikal.ru/i098/1010/b2/85e9fb38ab3c.jpg - слайд №6;
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Nkeirouka_Ezekh_5.jpg - слайд№6;
- http://wiki.iteach.ru/images/6/6f/%d0%a1%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b2%d0%b5%d0%b9%d0%bd.jpg – слайд №7;