Цель: Закрепление навыков правильного произнесения и различения звуков «к» , «х». Выделение звуков на слух и в произношении. Дифференциация звуков «к» , «х».
Задачи:
- Обучать навыкам дифференциации звуков «к» , « х» на слух и в произношении.
- Закреплять умение выделять звуки «к», « х» из состава слова .
- Закреплять понятие «согласный звук».
- Закреплять навыки определения места звука в слове и графического обозначения звука в схеме слова.
- Продолжать учить звуковому анализу и синтезу
- формировать фонематическое восприятие.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать внимание и память мышление.
Оборудование: предметные картинки, графические схемы, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Какой первый звук в слове: тапочки, телефон, палка, пила, кубик, кит.
Подведение к теме занятия.
Игра “ Четвертый лишний”
Сапоги, тапочки, халат, туфли, халат.
Апельсин, яблоко, банан, капуста.
халат-капуста .
- На какой звук начинается слово халат? (Слово халат начинается на звук «х»)
- На какой звук начинается слово капуста? (Слово халат начинается на звук «к»)
- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять ? (звуки «к – х»)
2. Характеристика звуков «к» , «х» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Сегодня мы поиграем со знакомыми вам звуками «к», «х». Послушайте внимательно как я их произнесу. Обращается внимание детей на краткое произношение звука «к», и более длительное звука «х».
Произношение звуков «к», «х» детьми (дети выставляют ладошки-экранчики перед губами, чтобы уловить воздушную струю)
Сравнение: Чем похожи звуки? – Оба согласные, глухие, твёрдые.
В чем отличие? – Звук «к» произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.
А звук «х» — более длительно, воздух выходит плавно.
3. «Отгадай загадку»
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
За щеками склад зерна
У кого? У…(Хомяка)Он лакает молоко,
Мышек ловит так легко.
Он у бабушки живет.
Кто же это?
Рыжий…(Кот)
Детям раздаются карточки на которых изображены кот и хомяк.
4. Игра “Поймай звук”
- Когда услышите звук «к», поднимите картинку Кузи, а когда услышите звук «х» картинку Хомы.
Дети поднимают соответствующие карточки.
- В звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к;
- В слоговом ряде: ок, оп, ох, ат, ак, , ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их;
- В словах, картина, компот, холодец, пол, , конь, мох, , хлеб, мак;
5. Игра “Потерялся звук”.
лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу... (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то... (к), плато…(к), сти... (х).
6. Физкультурная пауза.
Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
7. Игра “Подарим подарки Хоме и Кузе”.
Детям раздаются предметные картинки.
- Какую картинку будем дарить Хоме,а какую Кузе? Почему?
(хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко.)
8. Игра «Найди место звука»
ети определяют место звука в слове и определяют его графически.
кабан, свекла, жук, хлеб, горох, мука.
9. Игра «Кто без чего?»
- Художник в своих рисунках допустил ошибки. Давайте их исправим. Кто без чего?
Дети отвечают полным предложением.
Хомяк без уха.
Слон без хобота.
Петух без хвоста.
10. Итог.
- Какие звуки повторяли на занятие? (Звуки « К-Х»)
Оценка работы детей.