Урок по теме "Раннее средневековье". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Для проведения урока класс делится на 3 группы: две команды и эксперты.

Цели урока:

  • Повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XIвв;
  • Повторить причины образования государств в Европе.
  • Закрепить основные понятия темы;
  • Закрепить навыки работы с картой.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Соревнования команд по турам.

  • Загадки карты;
  • Блиц-турнир;
  • Тайна дат;
  • Конкурс знатоков;
  • Домашнее задание.

3. Подведение итогов, выставление оценок.

Оборудование: переносные доски, карта “Западная Европа в VI-XIвв”, карточки с датами, конверты с заданиями для каждого тура, секундомер или часы с секундной стрелкой, костюмы для 2-х рыцарей и Прекрасной Дамы, цветок.

Для того, чтобы разыграть очерёдность, от каждой команды приглашается один человек, который на переносной доске рисует ленту времени и отмечает на ней период средних веков. Начинает та команда, чей участник первым справится с заданием.

Каждая команда получила задание выучить один сонет Шекспира. Накануне выбирается Прекрасная Дама. Рыцари и Дама готовят костюмы.

Примечание: урок проводится в быстром темпе.

1 тур. “Загадки карты”.

От каждой команды выходит по одному знатоку карт. Отвечают по очереди.

1

Показать на карте путь “из варяг в греки” Кто и как открыл Америку?

2

Какие королевства появились в Скандинавии? Показать на карте государства норманнов.

3

Показать на карте государства западных славян. Показать на карте Византию.

2 тур. БЛИЦ.

От каждой команды выходит по одному человеку. Учитель называет определения, а участники должны дать правильный ответ. Если ученик забыл определение, он говорит: “Дальше”, и получает следующее определение. На выполнение отводится по 1 минуте. За временем следят эксперты. По сигналу СТОП Блиц заканчивается.

1

Архив – хранилище документов. Хроники – летописи.

2

Валькирии – воинственные девы. Тор – бог грома и молнии у древних германцев.

3

Герцог – вождь племени. Граф – правитель франков, близкий королю.

4

Аттила – вождь гуннов. Хлодвиг – правитель франков

5

Папа – глава христианской церкви. Духовенство – служители церкви.

6

Монах – одинокий. Обет – обещание монаха.

7

Аббат – руководитель монастыря. Грех – нарушение заповедей Бога.

8

Лангобарды – длиннобородые. Титул – почётное звание.

9

Баски – местные жители Испании. Авары – кочевники.

10

Сеньор – старший. Вассал – военный слуга.

11

Рыцарь – мелкий феодал. Скипетр – жезл.

12

Миссионеры – посланцы Римского папы Граф Роланд – племянник Карла Великого

13

Викинги – вожди норманнов Замок – жилище феодала

14

Сага – устное древнее сказание Турнир – военное состязание рыцарей.

15

Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, объясняющее герб.

16

Право – совокупность законов страны Капелла – домашняя церковь.

17

Повинности – принудительные обязанности. Саксы – племена, жившие между Эльбой и Рейном.

3 тур. Тайна дат.

От каждой команды выходит 3 человека. Участники получают карточки с датами.

На выполнение задания отводится 1 минута

1

732 г.

– победа Карла Мартелла у г. Пуатье

751 г.

– Пипин Короткий стал королём франков

2

768 – 814 гг.

– правление Карла Великого

527 – 565 гг.

– правление Юстиниана

3

800 г.

– провозглашение императором Карла Великого.

562 г.

– образование Священной Римской империи

4 тур. Конкурс знатоков.

Команды одновременно получают по вопросу, на которые дают ответ через 30 сек.

Ответы должны быть максимально полными.

1

Каковы источники наших знаний об истории средних веков? Какие вы знаете храмы древних германцев?

2

При каком короле у франков появились писанные законы? Почему Карл Великий отстранил крестьян от службы в армии?

3

На какие государства распалась империя Карла Великого после его смерти? Кого называли “первым среди равных”?

4

Чьим девизом были слова: “Единое государство, единый закон, единая религия”. Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?

5

Нарисовать схему организации христианской церкви. Нарисовать феодальную лестницу.

5 тур. Домашнее задание. Рыцарский турнир.

От каждой команды выступает рыцарь. Рыцари читают Даме сонеты. Побеждает тот рыцарь, которому Дама отдаст цветок.

Сонет № 109 (перевод С.Маршака)
Меня неверным другом не зови.
Как мог я изменить иль измениться?
Моя душа, душа моей любви,
В твоей груди, как мой залог, хранится.
Ты – мой приют, дарованный судьбой.
Я уходил и приходил обратно
Таким, как был, и приносил с собой
Живую воду, что смывает пятна.
Пускай грехи мою сжигают кровь,
Но не дошел я до последней грани,
Чтоб из скитаний не вернуться вновь
К тебе, источник всех благодеяний.
Что без тебя просторный этот свет?
Ты в нем одна. Другого счастья нет.
Сонет № 110 (перевод С.Маршака)
Да, это правда: где я ни бывал,
Пред кем шута ни корчил площадного,
Как дешево богатство продавал
И оскорблял любовь любовью новой!
Да, это правда: правде не в упор
В глаза смотрел я, а куда-то мимо,
Но юность вновь нашел мои беглый взор,
Блуждая, он признал тебя любимой.
Все кончено, и я не буду вновь
Искать того, что обостряет страсти,
Любовью новой проверять любовь.
Ты – божество, и весь в твоей я власти.
Вблизи небес ты мне приют найди
На этой чистой, любящей груди.

После рыцарского турнира эксперты подводят итоги, учитель выставляет оценки.