Для проведения урока класс делится на 3 группы: две команды и эксперты.
Цели урока:
- Повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XIвв;
- Повторить причины образования государств в Европе.
- Закрепить основные понятия темы;
- Закрепить навыки работы с картой.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Соревнования команд по турам.
- Загадки карты;
- Блиц-турнир;
- Тайна дат;
- Конкурс знатоков;
- Домашнее задание.
3. Подведение итогов, выставление оценок.
Оборудование: переносные доски, карта “Западная Европа в VI-XIвв”, карточки с датами, конверты с заданиями для каждого тура, секундомер или часы с секундной стрелкой, костюмы для 2-х рыцарей и Прекрасной Дамы, цветок.
Для того, чтобы разыграть очерёдность, от каждой команды приглашается один человек, который на переносной доске рисует ленту времени и отмечает на ней период средних веков. Начинает та команда, чей участник первым справится с заданием.
Каждая команда получила задание выучить один сонет Шекспира. Накануне выбирается Прекрасная Дама. Рыцари и Дама готовят костюмы.
Примечание: урок проводится в быстром темпе.
1 тур. “Загадки карты”.
От каждой команды выходит по одному знатоку карт. Отвечают по очереди.
1 |
Показать на карте путь “из варяг в греки” | Кто и как открыл Америку? |
2 |
Какие королевства появились в Скандинавии? | Показать на карте государства норманнов. |
3 |
Показать на карте государства западных славян. | Показать на карте Византию. |
2 тур. БЛИЦ.
От каждой команды выходит по одному человеку. Учитель называет определения, а участники должны дать правильный ответ. Если ученик забыл определение, он говорит: “Дальше”, и получает следующее определение. На выполнение отводится по 1 минуте. За временем следят эксперты. По сигналу СТОП Блиц заканчивается.
1 |
Архив – хранилище документов. | Хроники – летописи. |
2 |
Валькирии – воинственные девы. | Тор – бог грома и молнии у древних германцев. |
3 |
Герцог – вождь племени. | Граф – правитель франков, близкий королю. |
4 |
Аттила – вождь гуннов. | Хлодвиг – правитель франков |
5 |
Папа – глава христианской церкви. | Духовенство – служители церкви. |
6 |
Монах – одинокий. | Обет – обещание монаха. |
7 |
Аббат – руководитель монастыря. | Грех – нарушение заповедей Бога. |
8 |
Лангобарды – длиннобородые. | Титул – почётное звание. |
9 |
Баски – местные жители Испании. | Авары – кочевники. |
10 |
Сеньор – старший. | Вассал – военный слуга. |
11 |
Рыцарь – мелкий феодал. | Скипетр – жезл. |
12 |
Миссионеры – посланцы Римского папы | Граф Роланд – племянник Карла Великого |
13 |
Викинги – вожди норманнов | Замок – жилище феодала |
14 |
Сага – устное древнее сказание | Турнир – военное состязание рыцарей. |
15 |
Герб – отличительный знак рода. | Девиз – краткое изречение, объясняющее герб. |
16 |
Право – совокупность законов страны | Капелла – домашняя церковь. |
17 |
Повинности – принудительные обязанности. | Саксы – племена, жившие между Эльбой и Рейном. |
3 тур. Тайна дат.
От каждой команды выходит 3 человека. Участники получают карточки с датами.
На выполнение задания отводится 1 минута
1 |
732 г. – победа Карла Мартелла у г. Пуатье |
751 г. – Пипин Короткий стал королём франков |
2 |
768 – 814 гг. – правление Карла Великого |
527 – 565 гг. – правление Юстиниана |
3 |
800 г. – провозглашение императором Карла Великого. |
562 г. – образование Священной Римской империи |
4 тур. Конкурс знатоков.
Команды одновременно получают по вопросу, на которые дают ответ через 30 сек.
Ответы должны быть максимально полными.
1 |
Каковы источники наших знаний об истории средних веков? | Какие вы знаете храмы древних германцев? |
2 |
При каком короле у франков появились писанные законы? | Почему Карл Великий отстранил крестьян от службы в армии? |
3 |
На какие государства распалась империя Карла Великого после его смерти? | Кого называли “первым среди равных”? |
4 |
Чьим девизом были слова: “Единое государство, единый закон, единая религия”. | Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу? |
5 |
Нарисовать схему организации христианской церкви. | Нарисовать феодальную лестницу. |
5 тур. Домашнее задание. Рыцарский турнир.
От каждой команды выступает рыцарь. Рыцари читают Даме сонеты. Побеждает тот рыцарь, которому Дама отдаст цветок.
Сонет № 109 (перевод С.Маршака) Меня неверным другом не зови. Как мог я изменить иль измениться? Моя душа, душа моей любви, В твоей груди, как мой залог, хранится. Ты – мой приют, дарованный судьбой. Я уходил и приходил обратно Таким, как был, и приносил с собой Живую воду, что смывает пятна. Пускай грехи мою сжигают кровь, Но не дошел я до последней грани, Чтоб из скитаний не вернуться вновь К тебе, источник всех благодеяний. Что без тебя просторный этот свет? Ты в нем одна. Другого счастья нет. |
Сонет № 110 (перевод С.Маршака) Да, это правда: где я ни бывал, Пред кем шута ни корчил площадного, Как дешево богатство продавал И оскорблял любовь любовью новой! Да, это правда: правде не в упор В глаза смотрел я, а куда-то мимо, Но юность вновь нашел мои беглый взор, Блуждая, он признал тебя любимой. Все кончено, и я не буду вновь Искать того, что обостряет страсти, Любовью новой проверять любовь. Ты – божество, и весь в твоей я власти. Вблизи небес ты мне приют найди На этой чистой, любящей груди. |
После рыцарского турнира эксперты подводят итоги, учитель выставляет оценки.