Семья в современном обществе

Разделы: Работа с родителями


Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков. Опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье.

На современном этапе развития общества семья претерпела много изменений. Социально-экономическая нестабильность, обнищание большей части населения, сокращение рабочих мест на производстве ослабили интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное – к воспитанию подрастающего поколения. Размыты идеалы, подвергаются сомнению образы многих положительных героев, которые долгие годы служили молодым неким нравственным ориентиром. Вместе с тем рынок “развенчивает” и такие извечные ценности русских людей, как бескорыстие, коллективизм

За последние годы наблюдается ухудшение социально-бытовых, санитарно-гигиенических, экономических и психологических условий жизни детей. Экономическая нестабильность в стране привела к тому, что увеличилось число бедных, малообеспеченных семей.

Родителям приходится подрабатывать, чтобы повысить семейный бюджет, тем самым не оставляя времени на общение и проблемы ребенка. В бедных и относительно бедных семьях “издерганность”, безысходность, неудовлетворенность жизнью, частые конфликты влияют на развитие ребенка. Отрицательный опыт конфликтной семьи выражается в том, что:

  • ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери. С его детским опытом, ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах – непосильное бремя.
  • духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности, т.е. условий, которые необходимы для духовного и психического развития.
  • резко возрастает риск нервно-психических заболеваний на данном этапе.
  • растут безнадзорность и бесконтрольность поведения.
  • снижается способность ребенка к социальной адаптации.
  • возрастают дефекты морального порядка, тк. Ребенок не усваивает ряда нравственных общечеловеческих норм.
  • очень часто у ребенка формируются противоречивые чувства к своим родителям, а порой даже враждебные, которые могут выражаться в самых различных проявлениях как дома так и в школе, на улице и т.д.
  • неврозы у детей, вызванные дефектом воспитания, закрепляясь из поколения в поколение, становятся уже наследственным фактором.

Возросло число неблагополучных, деградирующих семей, в которых дети находятся в социально-опасном положении. Наблюдается рост неполных семей. Воспитательный потенциал семьи также зависит и от образования родителей.

Из 15 семей обучающихся моего 1 класса составляют:

  • малообеспеченные – 80%;
  • многодетные – 13%;
  • неблагополучные –13%;
  • семьи с нестабильными доходами (в которых не имеют постоянного заработка один или оба родителя) – 42%;
  • неполные – 33%.

Воспитываются:

  • матерью – 33% ,
  • Опекаемые дети – 6%.

Образовательный уровень родителей:

  • высшее образование – 25%
  • среднее специальное – 25%

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Работа педагога в сельской местности имеет ряд особенностей

Преимущества:

  • все друг друга знают, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники – родители, и такие отношения передаются следующему поколению учеников от родителей;
  • работу с родителями можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;
  • малая наполняемость классов;
  • у детей еще сохранилось уважение к старшим по возрасту;
  • осуществление преемственности: д/сад – начальная школа – основная школа

Сложности:

  • в основном, заинтересованность родителей в образовании детей низкая;
  • материальное благосостояние невысокое;
  • родители, за редким исключением, не могут помочь в выборе профессии своим детям;
  • дети из разных сел;
  • в классах дети с разным уровнем развития и мотивации к учебе.

В отношения с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. В отношениях “учитель – родители” возникает ряд противоречий, связанных с :

  • расхождения во взглядах
  • трудности и сложности процесса воспитания и обучения
  • культивирование различных типов взаимоотношений с ребенком в семье и школе
  • разный уровень педагогической подготовки сторон
  • разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения
  • различия в информированности сторон о ребенке

Эти противоречия выдвигают на первый план задачу выравнивания уровня педагогических знаний учителя и родителей. Решить ее могут помочь:

  • организация педагогического всеобуча (педагогические академии для родителей, лектории, практикумы)
  • проведение диспутов, дискуссий по проблемам воспитания и обучения детей
  • проведение анкетирования, тестирования, опросов
  • обмен положительным опытом воспитания детей в семье
  • анализ педагогических ситуаций
  • знакомство родителей с классом, с педагогическим опытом учителей, их требованиями к детям
  • включение родителей в реальную жизнь класса: спортивную, трудовую, в руководство кружками и т.д.
  • воспитание будущих родителей-воспитателей, когда они находятся еще за школьной партой.

Чтобы отношения учитель – родитель были наиболее продуктивны, педагог должен опираться на следующие нравственные нормы:

  • Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
  • Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями, а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь;
  • Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • Повышение авторитета родителей в глазах детей. Показ детям наиболее ценных качеств их родителей;
  • Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся. При этом важно не перекладывать на них свои обязанности;
  • Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Систему работы с родителями можно представить следующей схемой (№2) и соответствующим разделом в плане воспитательной работы.

Традиционно считалось. Что для единства воспитательного влияния на ребенка школы и семьи учитель должен максимально информировать родителей о том, как ребенок учится и как себя ведет в школе. Обо всех его промахах и проступках, полученных двойках немедленно сообщалось родителям устно или письменно. Школа накопила громадный опыт сотрудничества педагогов с родителями – не только полезный, но и вредный. Немало вредных традиций до сих пор препятствует эффективности воспитательного процесса. Авторитарный стиль педагогов. Когда педагог занимает командную, авторитарную позицию по отношению к родителям, возлагает на себя руководство не только детьми, но их родителями. Последних он считает исполнителями своих педагогических замыслов. Родители, будучи взрослыми и опытными людьми, самостоятельно выстраивают свои отношения с детьми и оберегают свою семейную жизнь от попыток вмешательства посторонних людей, а призывы и требования авторитарных педагогов зачастую оставляют без внимания. Нередко такая позиция учителя порождает отчуждение между ним и родителями, которые стараются реже бывать в школе.

Обвинительный уклон информации о детях. Когда негативная информация оказывается преобладающей и составляет основное содержание собрания или индивидуальной беседы (Дети опаздывают на уроки, грубят учителям, не выполняют домашние задания, плохо ведут на уроке и т.д.) Такой подход только усугубляет трудности в работе с детьми. Во-первых родители как правило не верят педагогу, они убеждены, что их дети самые хорошие и если даже они совершают какие-то поступки, то виноват в этом кто-то другой. Во-вторых, учителя, который часто обвиняет детей, родители воспринимают как человека несправедливого. В-третьих, обвинительный уклон создает тягостную атмосферу и не способствует продуктивному общению.

Попытки вовлечь родителей в карательные действия против детей.

Родители, которые понимают бессмысленность подобных призывов, как правило, на них не откликаются. Однако иные родители позволяют недальновидному педагогу вовлечь себя в карательные действия по отношению к ребенку, вызывая его сопротивление, отчуждение, ненависть к себе и школе; в перспективе такой ребенок может ожесточиться против всех взрослых и общества в целом. Такие действия также способствуют воспитанию робких, запуганных, безынициативных людей.

Стремление возложить на родителей всю ответственность за недостатки в воспитании детей. И руководители школы, и педагоги должны ясно осознавать, что ответственность за воспитание детей несет как семья, так и школа.

Частые обращения к родителям с просьбой оказать материальную помощь школе. Эта традиция выросла и закрепилась в эпоху финансового кризиса 90-х годов. Конечно, некоторые родители могут стать спонсорами или оказать помощь своими руками, однако помощь родителей школе нельзя превращать в важную составляющую взаимодействия учителей с родителями, иначе пострадает взаимопомощь в воспитании школьников.

Бессистемность и случайность общения. Трудно говорить о взаимопомощи педагогов и родителей, если родительские собрания, индивидуальные встречи проходят от случая к случаю.

Принципы, на которых должно строится продуктивное сотрудничество педагогов и родителей.

Равенство. Педагоги и родители несут равную ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу.

Этичность. Отношения родителей и педагогов должны строится на основе искреннего взаимоуважения

Взаимопомощь в воспитании детей. Воспитательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы – учителя и родители – хорошо представляют себе, чем школьники заняты во время учебы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются и т.д. Педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома. При этом необходимо избегать жалоб на детей, негативной оценки их деятельности и поведения. Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Иногда сами родители, обеспокоенные недостатками в поведении и характере своего ребенка, обращаются к педагогу за более полной информацией или помощью. В этом случае учитель может обсудить с родителями волнующие их вопросы в индивидуальной беседе. Учитель должен быть максимально доброжелателен по отношению и к родителям и к самим школьникам. Многое может дать воспитателю посещение семьи школьника. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Плодотворным посещение семьи может быть только в том случае, когда оно соответствует потребностям и педагога и родителей.

Помощь в воспитании детей в семье. Следует помнить, что родителям не следует давать конкретные рецепты. Действовать по предлагаемым алгоритмам бессмысленно, так как ситуация в каждой семье уникальна. Педагог может помочь родителям проанализировать сложившуюся ситуацию, подсказать возможные пути решения. Однако важнее помочь родителям осознать некоторые исходные принципы эффективного воспитания.

Характер взаимоотношений в семье. Родители должны знать, что естественное повседневное поведение окружающих ребенка людей принимается им за нравственную норму.

Содержательность, полнота жизни в семье. Не рутина и застой, а стремление к новому, совместные экскурсии, развлечения, просмотр телепередач, обсуждение книг и т.д.

Эффективное воспитание может быть только в условиях свободы, когда ребенку предоставляется возможность выбора в принятии решений, которая в дальнейшем способствует формированию самостоятельности и ответственности.

Семейному воспитанию категорически противопоказано насилие над ребенком, даже в тех случаях, когда у ребенка складываются вредные привычки. Необходимо владеть целой палитрой воспитательных средств, в том числе умелым стимулированием положительного поведения ребенка. Вовремя похвалить, увлечь, доверить самостоятельно выполнить новое сложное дело и т.д.

Педагог должен обратить внимание родителей на то, что по мере взросления ребенка необходимо менять способы и методы воспитания.

Родители со своей стороны могут оказать посильную помощь. Например, будучи специалистами в различных отраслях науки. Искусства и производства, они могут рассказать много интересного детям. Их выступления позволят обогатить круг знаний и интересов школьников, окажут положительное влияние на собственных детей. Родители могут принять участие в организации и проведении экскурсий, походов, школьных мероприятий и т.д.

Одна из задач школы и педагогов – распространение среди родителей педагогических и психологических знаний

Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребенка, чем объясняется его поведение, то или иное направление его деятельности. Педагогическая грамотность дает возможность родителям создавать благоприятные условия для успешного воспитания детей, правильно реагировать на те или иные поступки детей. Так, например, родители, испытывающие трудности в общении с детьми-подростками, прослушав лекцию об особенностях этого возраста, начинают осознавать, что многие странности в поведении подростков вызваны анатомическими, физиологическими и психологическими причинами.

Распространение среди родителей психолого-педагогических знаний задача сложная, требует времени на подготовку, возникают сложности и со стороны родителей. Уставшие от собственных проблем, они зачастую не хотят слушать лекции или рассуждения на педагогические темы. Тем не менее психолого-педагогическая пропаганда среди родителей необходима

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было детей успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание”.

Продолжение статьи