Урок истории "Общество Древней Индии"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная цель: формирование знания о древних жителях Индии, варнах, происхождении варн.
  • Развивающая цель: развитие умения пересказывать, выделять в тексте главное, сравнивать, давать определения по теме.
  • Воспитательная цель: воспитание уважения к прошлому.

Обучающиеся должны знать

  • Занятия древних жителей Индии: (в., с., н.)
  • Понятия: раджа, царь, варна, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, дравиды, арии; (в., с., н.)
  • Имена: Ашока, Брахма. (в., с., н.)
  • Обучающиеся должны уметь: пересказывать текст(в., с., н.) , сравнивать(в., с., н. ) выделять в тексте главное(в., с., н.) , давать определения (в., с.,)
  • Универсальные умения: использовать графическое изображение для получения информации, решать кроссворды и ребусы, составлять сравнительную таблицу.
  • Буквы «в., с., н.» условно обозначают обучающихся с высоким, средним, низким уровнями учебных возможностей в классе по итогам педагогического консилиума и рекомендациям школьного психолога.

План.

  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
  2. Изучение новой темы. Постановка цели урока. Выдвижение гипотезы.
  3. Проведение физкультминутки.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. – Ребята, кто мне может сказать, о чем мы беседовали на прошлом уроке? (Об Индии). Представим себе, что мы вернулись из путешествия, и кто-то из вас должен рассказать о своих впечатлениях о Древней Индии. А сейчас, ребята, один путешественник пойдет к доске отгадывать кроссворд (С.), а те, кто получил карточку, несколько секунд подумает над вопросом, и через две минуты вслух скажет ответ. (Работают с карточками: приложение 1 - Н.С.В.). Все ребята, слушайте внимательно, потому что кто-нибудь из вас может стать главным экскурсоводом по Древней Индии.

Ученик у доски решает кроссворд. Ученики думают над вопросами карточек (Приложение 1). В это время можно тихо включить индийскую музыку. Проверяется задание кроссворда (Слайд 3) и выслушиваются ответы на вопросы. После чего учитель просит одного школьника рассказать о природе Древней Индии и о первых людях этой страны, используя всего пять-шесть предложений. С.В.

2. После ответов обучающихся, учитель напоминает о том, что был задан вопрос на дом о том, почему самые первые жители Индостана покинули свои города. (Дети выдвигают свои гипотезы, после чего осуществляется переход к новой теме).

- Оказывается, через некоторое время в Индии вновь появляются города, в которых проживали представители разных племен. Это были дравиды и арии.

Ставится цель урока перед обучающимися по изучению новой темы.

- Дети, вам бы хотелось узнать, как жили дравиды и арии, по каким правилам они жили? Похожи ли эти правила на современные в нашем обществе?

Обучающиеся предлагают свои цели урока, после недолгого обсуждения учитель предлагает цель, прописанную на доске.

Слайд 4 Цель урока прописана: знать, уметь. Гипотезой урока может быть высказано предположение, что новые жители полуострова начали заниматься другими видами деятельности, что у жителей Древней Индии были правила поведения в обществе, похожие на те, которые есть сегодня у нас, в нашей стране.

Итак, к дравидам, которые проживали на юге полуострова Индостан и занимались преимущественно земледелием, в первой половине второго тысячелетия до н.э. проникли арии, которые были кочевниками и занимались скотоводством. Предполагается фронтальная работа на основе текста. Работа с текстом учебника с. 77 со слов: «Со временем арии и дравиды…

После прочтения, можно вслух одному из обучающихся, дети должны ответить на вопросы:

1) Как складывались отношения дравидов и ариев? 3)Какие занятия были у них главными?

(Арии и дравиды начали жить вместе и образовали единый индийский народ. У каждого племени был свой вождь: раджа. Раджа стоял во главе княжества. Дравиды занимались земледелием и скотоводством. Арии также научились заниматься земледелием. Они были сильнее и лучшие из них становились царями)

Был царь в Индии, который в 3 веке до н.э. попытался объединить все княжества в одно государство, Звали этого человека … Ребята, помогите вспомнить имя этого человека. Оно зашифровано в этом ребусе (Разгадывают ребус, Слайд 5,6)-АШОКА

После смерти Ашоки жители Индии, к сожаленью, опять разъединились. Все индийское общество представляло собой четыре большие группы, каждая из которых называлась ... А как называлась такая группа, мы узнаем, если разгадаем загадку. (Слайд 7,8)

А сейчас запишем новые термины в тетрадь (словарь).

Как вы считаете, люди в разных группах отличались чем-либо? (Предполагают: интеллектом, богатством, красотой и т.д.)

Считалось, что люди появились из разных частей тела бога Брахмы. (Слайд 7.)

Далее можно предложить обучающемуся со средним или высоким уровнем учебных возможностей рассказать о боге Брахма: сообщение готовилось заранее, как опережающее задание. (Слайд 9)

Брахманы из уст бога, кшатрии из рук бога, вайшьи из бедер бога, шудры из стоп бога. Предположите, чем могли заниматься люди из разных варн? (Слайд 10,11,12,13,14)

Итак, дети, что же мы с вами узнали на уроке? Как жили жители Древней Индии? Нравятся ли вам правила, по которым жили люди Древней Индии? Похожи ли эти правила на те, которые есть в нашей сегодняшней жизни? (Обучающиеся проговаривают цели урока, поставленные вначале. Проговариваются гипотезы, высказанные в начале урока. Подтверждаются или нет?)

Вы, наверное, устали, а нам нужно отдохнуть. Потому что впереди у нас самое сложное задание. Отдохнем?

3. Физкультминутка. Дети встают. Если слышат название какой-либо варны, поднимают руки и говорят «Брахма», если географическое название, то потряхивают руками перед собой. Шудры, Инд, Гималаи, Кшатрии.

4. А теперь, дети, проверим, как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. (Задания дифференцированные.)

Все читают текст о варнах на с. 77-78, но выбирают задание к тексту то, которое понравится. Самое простое задание 1), задание 2) и 3) сложнее. При необходимости можно приготовить раздаточный материал: карточки с заданиями.

Слайд 8,9,10,11

Прочитать текст на с.77-78 «Варны»

  1. Пересказать текст. Н.
  2. Ответить на вопрос: как индийцы оправдывали существование варн. С.В.
  3. Провести сравнительную характеристику по предложенным признакам. Сделать вывод. В.

Проверка заданий устно по первому вопросу обучающегося с низкими учебными возможностями, по второму устно и письменно обучающихся со средними и высшими учебными возможностями, составление сравнительной таблицы обучающихся с высокими учебными возможностями у всех выполнявших задание. Таким образом, можно определить усвоение нового материала практически у всех обучающихся. Задание выбирается обучающимся по принципу добровольности, несмотря на уровень учебных возможностей. Задача учителя, порекомендовать ребенку то задание, которое он может выполнить. Проверяются гипотезы: жители Древней Индии продолжали заниматься земледелием, скотоводством, но правила, по которым общество существовало, очень отличались от тех, по которым живем сегодня мы.

5. Комментирование отметок за ответы. За урок предполагается поставить от 10 до 14 отметок. Еще раз акцентируется внимание на цели урока, поставленные в начале урока, достигнуты они или нет. Необходимо применять учебные стимулы для обучающихся: 1.Усложнение задания (закрепление - в.), 2. Проблемно-поисковая ситуация (актуализация, изучение нового материала –в.). 3. Роль главного путешественника (актуализация - в.). 4.Словесная похвала (в., с., н.). 5. Музыкальный фон (в., с., н.). 6. Демонстрация деятельности обучающегося (в., с., н.). 7.Яркая речь учителя. (в.,с., н.). 8. Включение в игровую ситуацию (Изучение нового материала: в., с., н.). 9. Авансирование оценки (Закрепление материала: н.). 11. Дозированное домашнее задание (в., с., н.).

6. Домашнее задание.

слайд 12

― Ребята, дома вы сможете прочитать по теме §16, и обязательно расскажите своим родителям про Индию (задание 1,2 для всех в.,с.,н.).

Для детей, которые слабо проявляют себя на уроке, предложить письменное задание (задание 3 –н.).

―Вам было интересно познакомиться с прошлым Индии? Хотелось бы и дальше изучать прошлое стран Востока? А вы знаете, рядом с Индией находилось и сейчас находится другое государство: Китай! Вы что-нибудь слышали про Китай?… А хотели бы узнать, как жили китайцы в древности? А кто из вас сможет приготовить интересное сообщение? (задание 4 - в.,с.)

Материально-методическое обеспечение

  1. С.В. Колпаков, Н.А. Селунская. История Древнего мира. М., Дрофа, 2008.
  2. Электронная презентация урока с разработанным дидактическим материалом для демонстрации на интерактивной доске.
  3. Карточки для проверки домашнего задания и для работы с текстом учебника при закреплении материала.
  4. Бог Брахма. http://godsbay.ru/orient/brahma.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3