Урок в 5 классе (с презентацией) по программе С. И. Львовой
Цель урока: дать понятие “обращение”; познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обращениями.
Ход урока
Вступление.
Слайд 1. Число, классная работа. (По щелчку)
Наверное, и взрослые и дети любят смотреть мультфильмы? Перед вами герои мультфильма. Назовите этот мультфильм. Что происходит?
(Герои разговаривают). Общаются. При общении мы обращаемся к тому, с кем говорим.
Итак, тема урока “Общение” (по щелчку). Цель: узнаем, что такое “обращение”, познакомимся с постановкой знаков препинания в предложениях с обращениями.
К этим героям мы еще вернемся. А вот герои из мультфильма “38 попугаев” Слоненок, Попугай, Удав и Мартышка нравятся всем: и взрослым, и детям.
Слайд 2. Несколько секунд мультфильма. (По щелчку)
Ну вот, опять они спорят. Всегда попадают эти зверюшки в разные ситуации.
Вот однажды Мартышка, Попугай и Слоненок занимались своими делами на берегу реки. Мартышка прыгала, Попугай на дереве дремал, Слоненок трубил “ЭЭЭЭЭ!” А на другом берегу спокойно лежал Удав. Друзья решили позвать его. Они прыгали, кричали, махали, а Удав лежит и все.
И вдруг Мартышка закричала: “Я придумала! Придумала! Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!”
И все закричали “Удав!” И Удав их услышал. И теперь со всех сторон было слышно: “Мартышка!” “Бегемот!”.
Итак, Мартышка придумала обращение.
– Что знаете вы об обращении?
Слайд 3. Составление кластера. (По щелчку)
А в разговоре Попугая с Мартышкой есть обращение?
Слайд 4. (Повторяется слайд №2).
Значит
Слайд 5.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
В этом стихотворении есть обращение? Назовите.
Так что же такое обращение?
(Отвечает класс (что такое обращение? (слово), что оно обозначает или называет? (того к кому обращаемся)).
Обратитесь друг к другу.
А теперь откройте учебник параграф 42 стр. 85.
Так что же такое обращение?
Физминутка
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!.
Слайд 6. Задание: спишите, выделяя запятыми обращение.
1) Голубушка как хороша!
2) Что, ежели сестрица
При кр..соте такой
И петь ты м..стерица.
3) Не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собрат..ся с силой.
4) Кумушка мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(Поверка на том же слайде, каждая запятая – по щелчку).
Итак, подведем итог. Что сейчас вы узнали об обращении?
Слайд 7 (повторяется слайд №3)
При обращении мы всегда должны быть вежливыми. А для этого при обращении есть “вежливые” слова.
Слайд 8. “Вежливые” слова Спасибо, пожалуйста, благодарю, извини, до свидания.
Итак, перед вами опять герои из мультфильма.
Задание: обратитесь к одному из этих героев. Составьте 3 предложения, в одном из них должно быть обращение.
(Ребята читают свои предложения, называют обращение).
Так как же обособляются обращения в предложении?
Слайд 9. Задание: Измените предложение, чтобы в нем было обращение.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. (Проверка на этом же слайде Попрыгунья Стрекоза, ты лето красное пропела?)
Проверьте себя.
Слайд 10
А сейчас выполните тест. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение.
(Проверяется по щелчку).
Слайд 11. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу обращения. (Устно)
1) “Ай,…….! Знать она сильна
Что лает на слона.
2) “До того ль ,……., было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час”.
3) Псари кричат: “ Ахти,…. , вор!”
4) “Ты с басом, …….., садись против альта.
“…….., перестань срамиться,
Ей шавка говорит.
А теперь выполните тест. (Раздается печатный материал) (приложение 1)
Проверка.
Ребята проверяют в парах, ставят оценки.
А сейчас заполните таблицу (таблица 1) (информация, узнал, ..)
Итак, что знали? Что узнали?
Слайд 12. Домашнее задание: стр. 162, упр. 440 или обратитесь к любимому герою с просьбой.
Таблица 1 — Итоговая таблица
информация |
знал |
узнал |
повторил |
Сочетание слов |
|||
Местоимение — не обращение |
|||
Звательная интонация |
|||
Восклицатеьный знак |
|||
Запятая |
|||
Проверяемые гласные |
|||
Тон повышается, понижается |
|||
информация |
знал |
узнал |
повторил |
Сочетание слов |
|||
Местоимение — не обращение |
|||
Звательная интонация |
|||
Восклицатеьный знак |
|||
Запятая |
|||
Проверяемые гласные |
|||
Тон повышается, понижается |
Приложение 1
Укажите номера предложений, в которых есть обращение
1) Чем кумушек считать трудиться.
Не лучше ль на себя кума оборотиться?
2) Я ваш старинный сват и кум.
3) А вы друзья как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
4) “Стой братцы стой! – кричит Мартышка.– Погодите!”
5) Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!
6) “Послушай-ка сосед, –
Тут Ловчий перервал в ответ: –
Ты сер, а я приятель сед.
7) Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши.
8) Голодная Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
9) Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед.
Список использованной литературы:
- Крылов И. А. Басни. Комедии. Повесть. — М.: Олимп; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999. — 528 с. — (Школа классики).
- Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 29-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с., 4л. ил.
- Угроватова Т. Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл.: Русский язык: Универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, для преподавателей-словесников… Калининград: Ред. книга, 1994 — 1 полугодие. — 1994. — 118 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 206 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.