Цель урока: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о семье, родственных отношениях;
- упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно о своей семье, обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями: племянник, племянница;
- продолжать учить детей высказываться о характере музыкального произведения, используя разнообразные определения; развивать тембровый слух;
- закрепить навык узнавать знакомые песни по вступлению;
- учить детей четко артикулировать во время пения; согласовывать текст песни с движениями.
Развивающие задачи:
- содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровых ситуаций;
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи;
- развивать чувство сопереживания и заботы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал и оборудование:
- иллюстрация на тему “Семья”,
- чудесный мешочек с метёлкой,
- сердечки,
- семейные фотографии детей,
- мольберт,
- фотоаппарат,
- а/записи.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о семье, родственниках;
- разучивание песен о маме, папе;
- объяснение значений незнакомых слов, встречающихся в тексте песен и стихотворений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть.
Дети под музыку заходят парами в музыкальный зал и строятся в круг.
Музыкальное приветствие-распевка “Здравствуйте, ребята!”
Игра “Доброе утро”
Восп. – Алиночка! Я желаю тебе доброго утра!
(Восп. передает рядом стоящему ребенку в руки символическое сердечко, который в свою очередь приветствует соседнего ребёнка и т.д. по кругу).
Восп. – Ребята, сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о своей
родной семье. А ещё мы с вами узнаем, почему дружная семья – это сильная семья.
2. Основная часть.
Рассматривание иллюстрации на тему “Семья”
Восп. – Ребята, кого вы видите на иллюстрации?
– Как вы думаете: это чужие или родные между собой люди?
– Как можно назвать их одним словом?
– Как вы думаете, каких членов семьи не нарисовал художник?
– Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?
Рассказы детей о родственниках по фотографиям по схеме:
– Это я, меня зовут…
– Это моя мама, её зовут……
– Это мой папа, его зовут…
– Наша семья большая и дружная, потому что…
Муз. рук-ль – Ребята, давайте вспомним распевки на слоги “ма-ма”, “ па-па”, “ба-ба” и пропоём эти песенки, помогая себе ладошками.
Дети поют распевки, отхлопывая ритмический рисунок песенок ладошками.
Муз. рук-ль – А теперь я предлагаю вам отгадать музыкальные загадки.
В исполнении муз. руководителя дети слушают музыкальные фрагменты из “Музыкального букваря” Н.Ветлугиной и определяют, чей голос звучит – мамин или папин.
Муз. рук-ль – Ребята, как вы думаете, чем мамин голос отличается от голоса папы?
Дети – У мамы голос высокий, звонкий, а папа говорит низко, басисто.
Муз. рук-ль – А какие песни про маму или папу вы знаете?
Дети исполняют песни, “Мамочка моя”, муз. М. Пляцковского, “Песенка про папу”, муз. В. Шаинского, определяют их музыкальный характер.
Знакомство с новыми понятиями: “племянник, племянница”.
Восп. – Ребята, у кого из ваших родителей есть родные сёстры или братья? (ответы детей)
А как вы их называете? (ответы) Совершенно верно – мамину или папину сестру мы называем тётей, а маминого или папиного брата – дядей. Для тёти или дяди вы будете племянник или племянница.
Проговаривание новых слов хором и индивидуально.
Физ. минутка “А ты мне кто?”
Дети стоят полукругом, воспитатель кидает ребёнку мяч и спрашивает:
– Если я твоя мама (сестра, дедушка и т.д.), то ты мне кто?
Ребёнок ловит мяч и отвечает:
– Сын, (брат, внучка и т.д.)
Сюрпризный момент с метёлкой.
Муз. руководитель показывает детям чудесный мешочек, предлагает отгадать на ощупь, что находится внутри и вынимает метёлку.
Муз. рук-ль – Ребята, давайте попробуем сломать метёлку целиком. Почему это трудно сделать? (ответы детей) – А теперь сломаем прутики по одному.
Почему они легко ломаются? (ответы детей) Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.
Не зря говорят: “Семья – это сила”, “Дружная семья и гору сдвинет”.
Реб.
– Папе руку протяну, маме руку протяну,
Город весь пройдём мы вместе,
А быть может, всю страну
Даже может быть до Марса
Всей семьёй мы долетим
Если только будем вместе
Если только захотим! (Л. Олифирова)
Восп. – Ребята, а как вы заботитесь о своей семье, как вы помогаете своим родителям
(бабушкам, дедушкам, младшим сестренкам, братишкам)? (ответы детей)
Восп. – Вот теперь, ребята, мы знаем, почему дружная семья – это сильная семья. А теперь я предлагаю всем сфотографироваться на память.
3. Заключительная часть.
Музыкально-подвижная игра “Семейная фотография”.
Под веселую музыку дети свободно танцуют, по сигналу “Стоп-кадр!” дети собираются “семьями” для фотографии и “фотограф” делает снимки.
Варианты игры:
- “Маленькая семья” – дети выбирают себе пару (мама и папа).
- “Большая семья” – у “родителей” появляются “дети”.
- “Наша дружная детсадовская семья” – все дети собираются со своей “второй мамой” – воспитательницей.
Сюрпризный момент с сердечками.
Воспитатель вынимает из чудесного мешочка сердечки – символ любви и доброты и аккуратно вкладывает их в руки детям.
Музыкальное прощание “До свидания, дети!”
Дети парами под музыку выходят из зала.