Интегрированное занятие (окружающий мир + музыка) по теме "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Образовательные задачи:

  • расширять представления детей о семье, родственных отношениях;
  • упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно о своей семье, обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями: племянник, племянница;
  • продолжать учить детей высказываться о характере музыкального произведения, используя разнообразные определения; развивать тембровый слух;
  • закрепить навык узнавать знакомые песни по вступлению;
  • учить детей четко артикулировать во время пения; согласовывать текст песни с движениями.

Развивающие задачи:

  • содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровых ситуаций;
  • развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи;
  • развивать чувство сопереживания и заботы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал и оборудование:

  • иллюстрация на тему “Семья”,
  • чудесный мешочек с метёлкой,
  • сердечки,
  • семейные фотографии детей,
  • мольберт,
  • фотоаппарат,
  • а/записи.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о семье, родственниках;
  • разучивание песен о маме, папе;
  • объяснение значений незнакомых слов, встречающихся в тексте песен и стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть.

Дети под музыку заходят парами в музыкальный зал и строятся в круг.

Музыкальное приветствие-распевка “Здравствуйте, ребята!”

Игра “Доброе утро”

Восп. – Алиночка! Я желаю тебе доброго утра!

(Восп. передает рядом стоящему ребенку в руки символическое сердечко, который в свою очередь приветствует соседнего ребёнка и т.д. по кругу).

Восп. – Ребята, сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о своей

родной семье. А ещё мы с вами узнаем, почему дружная семья – это сильная семья.

2. Основная часть.

Рассматривание иллюстрации на тему “Семья”

Восп. – Ребята, кого вы видите на иллюстрации?

– Как вы думаете: это чужие или родные между собой люди?

– Как можно назвать их одним словом?

– Как вы думаете, каких членов семьи не нарисовал художник?

– Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?

Рассказы детей о родственниках по фотографиям по схеме:

– Это я, меня зовут…

– Это моя мама, её зовут……

– Это мой папа, его зовут…

– Наша семья большая и дружная, потому что…

Муз. рук-ль – Ребята, давайте вспомним распевки на слоги “ма-ма”, “ па-па”, “ба-ба” и пропоём эти песенки, помогая себе ладошками.

Дети поют распевки, отхлопывая ритмический рисунок песенок ладошками.

Муз. рук-ль – А теперь я предлагаю вам отгадать музыкальные загадки.

В исполнении муз. руководителя дети слушают музыкальные фрагменты из “Музыкального букваря” Н.Ветлугиной и определяют, чей голос звучит – мамин или папин.

Муз. рук-льРебята, как вы думаете, чем мамин голос отличается от голоса папы?

Дети – У мамы голос высокий, звонкий, а папа говорит низко, басисто.

Муз. рук-ль – А какие песни про маму или папу вы знаете?

Дети исполняют песни, “Мамочка моя”, муз. М. Пляцковского, “Песенка про папу”,  муз. В. Шаинского, определяют их музыкальный характер.

Знакомство с новыми понятиями: “племянник, племянница”.

Восп. – Ребята, у кого из ваших родителей есть родные сёстры или братья? (ответы детей)

А как вы их называете? (ответы) Совершенно верномамину или папину сестру мы называем тётей, а маминого или папиного брата – дядей. Для тёти или дяди вы  будете племянник или племянница.

Проговаривание новых слов хором и индивидуально.

Физ. минутка “А ты мне кто?”

Дети стоят полукругом, воспитатель кидает ребёнку мяч и спрашивает:

– Если я твоя мама (сестра, дедушка и т.д.), то ты мне кто?

Ребёнок ловит мяч и отвечает:

– Сын, (брат, внучка и т.д.)

Сюрпризный момент с метёлкой.

Муз. руководитель показывает детям чудесный мешочек, предлагает отгадать на ощупь, что находится внутри и вынимает метёлку.

Муз. рук-ль – Ребята, давайте попробуем сломать метёлку целиком. Почему это трудно сделать? (ответы детей) – А теперь сломаем прутики по одному.

Почему они легко ломаются? (ответы детей) Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.

Не зря говорят: “Семья – это сила”, “Дружная семья и гору сдвинет”.

Реб.

– Папе руку протяну, маме руку протяну,
Город весь пройдём мы вместе,
А быть может, всю страну
Даже может быть до Марса
Всей семьёй мы долетим
Если только будем вместе
Если только захотим! (Л. Олифирова)

Восп. – Ребята, а как вы заботитесь о своей семье, как вы помогаете своим родителям

(бабушкам, дедушкам, младшим сестренкам, братишкам)? (ответы детей)

Восп. – Вот теперь, ребята, мы знаем, почему дружная семья – это сильная семья. А теперь я предлагаю всем сфотографироваться на память.

3. Заключительная часть.

Музыкально-подвижная игра “Семейная фотография”.

Под веселую музыку дети свободно танцуют, по сигналу “Стоп-кадр!”  дети собираются “семьями” для фотографии и “фотограф” делает снимки.

Варианты игры:

  • “Маленькая семья” – дети выбирают себе пару (мама и папа).
  • “Большая семья” – у “родителей” появляются “дети”.
  • “Наша дружная детсадовская семья” – все дети собираются со своей “второй мамой” – воспитательницей.

Сюрпризный момент с сердечками.

Воспитатель вынимает из чудесного мешочка сердечки – символ любви и доброты и  аккуратно вкладывает их в руки детям.

Музыкальное прощание “До свидания, дети!”

Дети парами под музыку выходят из зала.