Цель урока: познакомить детей с планетами Солнечной системы, сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года; развивать наблюдательность, расширение кругозора; воспитание любви к окружающей нас природе.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ЕЛСЕПОКТ
Что же здесь зашифровано? (ТЕЛЕСКОП)
Для чего предназначен этот предмет?
Правильно. На прошлом уроке мы заглянули в телескоп и объяснили увиденное глазами астрономов.
А сейчас предстоит составить рассказ о мире. Перед вами слова, они помогут вам выполнить работу.
ВСЕЛЕННАЯ, НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА, ЗВЁЗДЫ, ПЛАНЕТЫ, СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, ЛУНА
(Ребята работают в группах)
ІІІ. Работа над новым материалом.
(Включается музыка)
Что вы представили, прослушав эту музыку?
(Показ кадров из мультфильма “Через тернии к звёздам”) Как зовут главных героев?
Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с Алисой на звездолёте по планетам Солнечной системы.
Стартовать мы будем с нашей планеты – Земля. Перед нами бортовые книги, в которые мы будем записывать самые главные слова. Сядьте удобнее. Поехали!
(Показ слайдов с изображением Земли)
Земля – третья от Солнца планета. Она возникла около 4 млрд. лет тому назад. Единственный спутник Земли – Луна, которая является причиной приливов и отливов, и даже влияет на вращение планеты. Более 70% планеты занимают моря и океаны, а остальную часть занимают острова и континенты. Диаметр Земли около 12742 км.
– Ребята, выделим самые главные слова о планете Земля. (Третья планета, населена живыми существами, спутник – Луна, 70% – моря и океаны, 30% – острова и континенты)
Летим к соседним планетам. Нас ждёт планета Венера.
Венера – самая близкая и самая прекрасная планета. Носит она имя богини любви. Эта планета вторая от Солнца. Как и Земля окружена плотной атмосферой. Расположенная ближе к Солнцу, чем наша планета, Венера получает от него в 2 раза больше света и тепла, чем Земля. Но несмотря на это в теневой стороне мороз более 20 градусов ниже нуля, так как сюда не попадают солнечные лучи в течении очень долгого времени. Поверхность Венеры постоянно закрыта плотными слоями облаков. На Венере много вулканов.
А в наши записные книги мы что напишем? (Вторая от солнца, в 2 раза больше света и тепла получает, чем Земля, окружена атмосферой, покрыта плотными слоями облаков)
А сейчас отправимся к самой близкой к Солнцу планете – Меркурий.
Первая от Солнца планета – Меркурий. Один год на первой планете от Солнца длится 88 земных суток. Меркурий в 7 раз больше получает солнечной энергии, чем Земля. Планете вращается вокруг своей оси очень медленно. Температура на солнечной стороне может подняться до 400 градусов выше нуля, а на теневой стороне морозы достигают 200 градусов ниже нуля.
Что узнали о Меркурии?
(Самая близкая планета к Солнцу, на поверхности планеты температура достигает + 400 по Цельсию, слабое магнитное поле)
Наш второй сосед – Марс.
Четвертая планета от Солнца – Марс. Диаметр этой планеты в 2 раза меньше земного. Год длится 687 земных суток. Чтобы долететь до Марса нам потребуется 4 года. Поверхность покрыт глубокими каньонами, вулканами и пустынями. Существуют 2 спутника Марса– Фобос и Деймос. Они были открыты только в 1877 году.
Что узнали о Марсе? (4-ая планета, диаметр в 2 раза меньше земного, 2 спутника – Фобос и Деймос)
Пришло время отдохнуть и послушать красивую музыку. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя в космосе. (Слушают музыку)
Продолжаем наше путешествие.
Юпитер – пятая планета от Солнца– представляет собой большой газовый шар. Масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли. Это самая большая планета Солнечной системы.
Вокруг этого гиганта движутся 62 спутника. Кроме этого есть система колец, состоящих из мелких каменных частиц. Планета сплющена, потому что очень большая скорость вращения. Здесь дуют сильные ветры.
Что узнали о пятой планете? (Огромный газовый шар, есть система колец, 62 спутника, форма в виде сплющенной буквы “о”)
Сатурн – шестая от Солнца планета. В 95 раз превышает массу Земли. Планета состоит из газов, поэтому не имеет твердой поверхности. Спутников всего 61. Титан – один из самых крупных. Наиболее заметная кольцевая система, которая состоит из льда, пыли и мелких горных пород.
Самое гавное об этой планете. (Газовая планета, заметная кольцевая система, в 95 раз превышает массу Земли)
Седьмая планета от Солнца – это Уран. Эта планета вращается лежа на боку. Существует система колец, 27 спутника. А скорость ветров здесь достигают до 240 м/с. Температура на поверхности достигает до -210 градусов.
Продолжим работу в наших бортовых дневниках.(Уран вращается “лежа на боку”,имеется систем колец и магнитосфера, 27 спутников)
Нептун – один из планет-гигантов, седьмая планета нашей Солнечной системы. Диаметр равен 50 0000 км. Температура на поверхности достигает -235 градусов. Здесь наблюдаются голубые облака, которые плывут над облачным слоем. Вокруг Нептуна движутся 6 спутников. Самый крупный из них Тритон.
Что запомнили о планете Нептун? (Нептун – планета-гигант, самая низкая температура – 235 гардусов, имеет 6 спутников)
Плутон – самая дальняя и карликовая планета Солнечной системы. От Солнца примерно находится на расстоянии 6 миллиардов километров. Ученые считают, что планета состоит из толстого слоя водяного льда. Есть свой собственный спутник – Харон. Температура опускается до -220 градусов.
Запишем в наших бортовых книгах (Плутон – карликовая планета, имеет спутник – Харон, состоит из толстого слоя водяного льда…)
Ребята, мы с вами облетели все планеты и решили вернуться на Землю. В гостях хорошо, а дома лучше. Приближаемся к нашей планете и что же мы видим – наша планета вращается вокруг своей оси, поэтому где-то на Земле день, а где-то – ночь, смотря каким боком поворачивается наша планета к Солнцу. Основываясь на этой гипотезе, объясните, почему времена года сменяют друг друга. Напомню вам, что все планеты движутся вокруг солнца. Возьмем глобус и попробуем освещать с помощью лампочки поверхность Земли. Куда-то свет будет падать, а где-то она не будет освещена. Таким образом объясним день сменяет ночь. А если будем крутить глобус вокруг лампочки, найдем объяснение смене времен года. (Объяснения детей)
Самое главное мы запишем в наши бортовые дневники: Земля крутится вокруг своей оси, поэтому день сменяет ночь. Земля кружится вокруг солнца, поэтому времена года сменяют друг друга.
Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам? Заглянем в наши бортовые дневники, что мы узнали, что запомнили. (Дети зачитывают, рассказывают что запомнили)
А домашнее задание будет необычным – нарисуйте понравившуюся вам планету и составьте небольшой рассказ.