Задачи.
- Ра
Оборудование: карточки (петух, курица, индюк, индюшка, гусь, гусыня), магнитофон, магнитофонная запись “Птичий двор”.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, кто из вас видел мультфильм про кота Матроскина и Шарика из деревни Простоквашино? (Ответы детей.)
Матроскин и Шарик приглашают всех вас в гости в Простоквашино. Ведь в деревне замечательно в любое время года. Я предлагаю отправиться в путь. Вы согласны? Закроем глаза и скажем волшебные слова: “Раз, два, три – вокруг себя повернись, в деревне Простоквашено окажись!”
Развитие слухового внимания.
(Звучит запись “Птичий двор”) Ребята, слышите? Мы с вами точно попали в деревню. Я услышала голос коровы. Как она мычит? (Му – му.) А чей голос услышали вы? (Петуха, кошку, собаку, курицу и т.д.)
Образование глаголов от звукоподражаний.
Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку.)
Что он делает? (Он кукарекает.)
Как кричат гуси? (Га-га-га.) Что они делают? (Они гогочут.)
Дифференцированная работа над словом “гогочут”.
Какое трудное слово! Антон, повтори. Арина, повтори. А теперь скажем его хором.
Совершенствование словаря и знания обобщающего слова.
А петух и гусь – это птицы или звери? (Птицы.)
Они домашние или дикие? (Домашние.)
А каких домашних птиц вы еще знаете? (Курица, индюк и т.д.)
Молодцы, много домашних птиц назвали.
Уточнение правильности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ребята, посмотрите, кто это к нам шагает?
Загадка.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух.)
Выставляется картинка.
Посмотрите, какой он красивый. Назовите петуха ласково. (Петенька, петушок.)
Работа над связной речью.
Послушайте, я вам расскажу про петушка.
Это петух. Он – домашняя птица. На голове у петушка красивый красный гребешок. У него сильные крылья. Большой, яркий, разноцветный хвост. На ногах – шпоры. Он любит клевать зернышки и будить всех по утрам, громко распевая свою песню.
Кто повторит рассказ о петушке?
Выставляется картинка с изображением другого петуха.
А кто сам сможет рассказать про этого петуха? (Рассказы детей.)
Петушкам очень понравилось, как вы о них рассказывали. Они предлагают вместе с ними спеть их песенку.
Пальчиковая гимнастика.
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он:
“Здравствуй! Ку-ка-ре-ку!”
Расширение знаний о членах птичьих семей.
Кто это отозвался на песенку петушка? (Курочка, цыпленочек.)
Да тут у нас целая семья! Назовите, кто это? (Петух, курица, цыпленок.)
А вот еще птичья семья. Давайте их назовем. (Индюк, индюшка, индюшонок. Один – индюшонок, много – индюшата.)
Физкультминутка.
Индюшата приглашают нас немного поиграть.
Я – индюшонок молодой,
Заносчивый и гордый. (Руки за спиной.)
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой. (Топают ногой.)
Когда пугаюсь, я бегу, (Бегут.)
Вытягиваю шею. (Тянут шею.)
А вот летать я не могу
И петь я не умею. (Разводят руки.)
Закрепление полученных знаний.
Давайте похвалим индюшат за такую игру. И ласково про них скажем.
– У индюшат не клювы, а … (клювики); не хвосты, а … (хвостики); не перья, а… (перышки) и т.д.
Пока мы с вами играли, пришла другая семья. Давайте их назовем. (Гусь, гусыня, гусенок, гусята.)
Гусь услышал рассказ о петушке и хочет, чтобы вы о нем тоже рассказали. (Рассказы детей.)
Молодцы! Интересные рассказы. Думаю, что они понравились гусю.
Давайте вспомним, кого мы сегодня встречали. (Гуся, индюка, петуха и т.д.) Как их можно назвать одним словом? (Это домашние птицы.)
Подведение итогов занятия с сюрпризным моментом с пролонгацией в свободной деятельности.
Всем домашним птицам понравилось то, как вы о них рассказывали, пели, играли. Они передали вам этот конверт. А что находится в нем, мы узнаем в группе. Сейчас нам пора возвращаться в группу. Говорим волшебные слова: “Раз, два, три – вокруг себя повернись, в группе окажись”.
В группе дети вскрывают конверт, в котором находятся листы с изображением контуров домашних птиц с просьбой: “Раскрасьте нас красиво”. Дети выполняют просьбу. Из выполненных работ организуется выставка “Птичий двор”.