Данное представление разыгрывается перед учащимися младших классов с участием старшеклассников. Им отведены главные роли, заранее продумываются костюмы участников, лучше показывать представление в кабинете химии для группы 20-25 человек. Кабинет также можно использовать как основу для декораций.
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? Верите ли вы, что на свете существует сказочная страна Химляндия, где могут происходить самые необычные истории? Не верите? А жаль, ведь с жителями этой страны мы и хотим вас сегодня познакомить. Итак, знакомьтесь:
– Это кукла Сера. Она большая модница и обожает демонстрировать свои платья друзьям…
– А это медвежонок Хлор. Он очень забавный, а кроме того большой лакомка. Уверяет всех, что его лучшим другом является Вини – Пух.
– А сейчас перед вами ещё один персонаж. Заяц Хром. Тот всё время боится. Причём, боится всего на свете: и яркого света, и кромешной темноты, и больших и маленьких.
– Ну а это последний герой нашей дружной компании – удав Плюмбум. Он очень неповоротливый и вечно путается у всех под ногами.
Все они проживали в королевстве Химляндия на улице Менделеевской и очень любили ходить по вечерам друг к другу в гости.
Сегодня гостей принимала Сера. Она с утра застелила стол чистой скатертью и стала ждать гостей. Они не замедлили явиться.
Сера: Здравствуйте, друзья! Садитесь, пожалуйста, за стол. Сегодня очень жарко. Какие напитки вы хотите заказать, чтобы утолить жажду?
Медведь: Я бы с удовольствием выпил бы малиновый компот. Только вот у тебя его наверное нет.
Сера: Верно! В настоящий момент нет, но ты сам сможешь за одну минуту его себе приготовить.
Медведь: Правда? А как?
Сера: А очень просто. Сегодня я пригласила вас для того, чтобы мы смогли опробовать волшебное действие заколдованной химической воды. Вот тебе, медвежонок две склянки с прозрачными жидкостями. Ты смешай их и увидишь, что у тебя получится.
ОПЫТ 1: ( Медведь смешивает раствор гидроксида натрия с фенолфталеином ).
Заяц: А я люблю лимонад. Лимонад можно получить?
Сера: Конечно. Нет ничего проще. Держи волшебную воду, зайчонок.
ОПЫТ 2: ( Заяц сливает растворы карбоната натрия и соляной кислоты ).
Заяц: Вот здорово! Настоящий лимонад получился. Вкусно!
Удав: ну а мне бы хотелось попить молочка. Беленького, холодненького.
Сера: Ползи сюда, удав. Вот и для тебя волшебные скляночки.
ОПЫТ 3: ( Удав смешивает растворы хлорида бария и сульфата натрия ).
Удав: (пробует) Здорово! Настоящее молоко. Спасибо тебе, Сера.
Сера: Ой, друзья! А ведь волшебная водичка всё на свете может.
Удав: И ничего подобного. Вот у меня, например, нет друга похожего на меня. Вы все очень хорошие, я всех вас очень люблю, но мне так хотелось, чтобы у меня появился ещё один друг, который внешне походил бы на змею, ну хотя бы на самую маленькую.
Сера: А ты знаешь, удав, я попробую. Только ребята должны мне помочь. Я начну творить волшебство, а ребята по моей команде должны говорить такие слова : “ Змея, Анфиса, появись!” Ребята! Вы меня поняли?
ОПЫТ 4: ( Берётся таблетки сухого спирта и норсульфазола ).
Удав: Ой, какая хорошенькая змея получилась. Она будет мне самым лучшим другом.
Заяц: Ой! Боюсь! Боюсь!
Сера: Кого ты боишься, Зайчик?
Заяц: Змею эту боюсь. Пожалуйста, уберите её отсюда. Глаза б мои на неё не глядели.
Удав: Ну так закрой свои глаза и не гляди на мою Анфисочку.
Заяц: Не могу закрыть. Не получается. Я ведь игрушечный. У меня ресниц нету.
Медведь: Сера, надо бы зайцу помощь. Чем бы ему глаза занавесить. У тебя платка нет?
Сера: Нет. А давайте мы ему глаза дымом заволочем?
Заяц: Не надо дымом. Я сгорю.
Сера: А я тебе дым без огня сделаю, и ты останешься невредимым.
ОПЫТ 5: ( Соединяются соляная кислота и раствор аммиака ).
Заяц: Как здорово! Все в дыму, и не вижу этой противной змеюки.
Медведь: А я вообще ничего не вижу. Сера, неси сюда фонарик.
Сера: Но у меня нет фонарика.
Удав: Что же делать? Как выбраться нам из этого дыма?
(Входит учитель ).
Учитель: Ну этому горю легко помочь. Я попробую сделать для вас химический фонарик.
ОПЫТ 6: ( Серная кислота, далее спирт этиловый приливаются в химический цилиндр добавляются кристаллики марганцовки ).
Медведь: Ура! Я всё вижу!
Заяц: И я!
Удав: И я!
Сера: Вы настоящая волшебница. Скажите, а ещё какое – нибудь чудо вы сотворить можете?
Учитель: Думаю, что да. Я попробую показать вам сейчас извержение вулкана на столе. Хотите посмотреть?
Заяц: А что не страшно?
Учитель: Да нет. Впрочем, всем игрушкам рекомендую отойти подальше, так как при выполнении химических чудес надо соблюдать технику безопасности.
ОПЫТ 7: ( Разложение дихромата аммония ).
Учитель: Ребята! Вам понравились наши сегодняшние чудеса. А хотите сами сотворить чудо? Игрушки в подарок вам принесли сегодня гвоздики, но гвоздики эти не простые. В добрых руках они становятся золотыми. Ну что, попробуем?
ОПЫТ 8: ( В насыщенный раствор медного купороса опустить железный гвоздь ).
Учитель: Ребята! Вам понравилось путешествовать по стране Химляндия? Тогда давайте поблагодарим всех наших исполнителей. А ещё вы можете написать королеве Химляндии письмо и вложить в него рисунок с её портретом. Кто лучший портрет королевы нарисует, тот получит от неё подарок да не простой, а волшебный, химический. А сейчас мы прощаемся с вами. До новых встреч!
Реактивы, необходимое оборудование для проведения опытов см. Приложение 1.