Цель:
- Закрепить знания детей о звуках и букве "Л";
- Закрепить умение детей давать характеристику звуков;
- Закрепить связь звуков "л" - "ль" со зрительным образом буквы "Л";
- Закрепить навык звуко-слогового анализа слова;
- Учить определять место звука в слове;
- Чтение слогов "Л"+ гласные 1 и 2 ряда";
- Развитие фонематического и зрительного восприятия, внимания, анализа и синтеза;
- Учить пониманию учебной задачи;
- Развитие самоконтроля, самооценки.
Оборудование:
Игрушки Айболит и Бармалей, бутылочка "лекарство "Добрячок", остров, орехи, вата, медицинский чемоданчик, письмо, картинный материал (раздаточный), листы бархатной бумаги, условные обозначения звуков, "Волшебные сундучки", карточки с воздушными шарами, карточки со словами, лечебницы (синие, зелёные), лодка с буквой "Л" на борту.
Ход занятия
Слайд 2-17
1. Оргмомент
Сядет тот, кто отгадает загадку про африканских животных ( игра "Доскажи словечко")
Слайд 18
2. Тема занятия
Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Это же жёлтый чемоданчик! Тут ещё письмо, давайте его прочтём: "Дорогие ребята, к нам в Африку пробрался злой Бармалей. Он украл звуки "Л" и "Ль" и все животные, в названии которых есть звук "Л" и "Ль" заболели! Выручайте! Помогайте! Мы ждём вас с нетерпением с лекарством, которое бы вылечило Бармалея от жадности, чтобы он отдал нам звуки! Айболит"
Слайд 19
- Ребята, поможем зверятам, отправимся в путешествие? Но сначала мы должны наполнить наш "Добрячок" добрыми словами. (Дети шепчут "волшебные слова" в пузырёк и закрывают пробкой)
Слайд 20
- Ребята, давайте вспомним, какие две группы звуков есть в русском языке? (гласные - согласные); по каким характеристикам мы можем их разделить?(твёрдые - мягкие; звонкий - глухой) (Ответы детей)
Сегодня на занятии я как раз хотела поговорить с вами о звуках "л" и "ль" и букве, которая их обозначает.
3. Характеристика звуков "Л", "Ль"
Логопед: Ребята, ответьте звуки "Л" и "Ль" - одинаково ли они звучат? В каком положении находятся органы артикуляции, когда мы произносим эти звуки ( дети дают характеристику звуков)
- Я думаю, что чётко проговаривая эти звуки мы обязательно освободим "Л" и "Ль" из заточения и поможем бедным животным Африки! Итак, отправляемся в путь!
4. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Первое препятствие на нашем пути: Бармалей, убегая на свой остров, смешал все звуки. Из множества звуков нам нужно услышать только звук "Л" и "Ль". Возьмите орех и ватку. Для чего мы используем эти предметы? (они служат для обозначения твёрдости и мягкости) (Игра "Звуковой ряд")
Слайд 21
Логопед: Следующее препятствие: чтобы попасть к Бармалею на остров, нам нужно переплыть море. На чём поплывём? (Ответы детей). И помогут нам в этом гласные. К букве "Л" подплыла буква "А"( О, У, Э, Ы), какой слог получился? (дети составляют слоги)
Получилось волшебное заклинание:
"Лэ -лы -лу - ло - ла -
Лодка в Африку приплыла!" (Игра "Составь слоги")
Слайд 22
Логопед: На берегу острова Бармалей разбросал картинки, в названии которых встречаются звуки "Л" и "Ль". Возьмите картинки и найдите среди них названия предметов, где бы звук "Л"/ "Ль" стоял в начале слова (середине, конце) (игра "Найди место звука в слове")
Слайд 23
Логопед: А теперь нам нужно зашифровать названия животных Африки так, что Бармалей не догадался! Для этого мы будем использовать условные знаки (фишки красного, зелёного, синего цвета) зашифруем слова: " КОАЛА", "ЛАНЬ" (игра "Шифровальщики")
Слайд 24
Логопед: Бармалей перемешал все слова в предложениях. Послушайте их и исправьте: "Бананы едят мартышек"; "У слона большой хобот и длинные уши", "Крокодил это млекопитающее, а лев - пресмыкающее"
Слайд 25
5. Динамическая пауза
Если в жаркую страну сжимать - разжимать кулачки
Я случайно попаду,
То увижу там шакала, соединить пальцы в "бинокль", поднести к глазам
Кенгуру, гиппопотама, трём пальцы поочерёдно
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живётся им - хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны
Не бывает снежных зим!
Слайд 26
6. Связь звука с буквой
Логопед: вот и добрались мы до хижины Бармалея. Но не желает он отдавать нам наши звуки. Что же делать? А, у нас же есть лекарство! Давайте дадим его попробовать Бармалею! (дети имитируют, что Бармалей пьёт лекарство) Слайд 27
Волшебство случилось - Бармалей разжалобился и отдал нам звуки! Но как мы их передадим африканским животным? Давайте возьмём "волшебные сундучки" и выложим букву, которой обозначаются звуки "Л" и "Ль" (Дети выкладывают букву из бросового материала) (игра "Выложи букву")
Слайд 28
7. Обучение чтению
Логопед: У вас на столах лежат изображения больных животных, чтобы нам их вылечить нужно правильно разложить их по лечебницам. Прочитайте слова, которые написаны на каждой кровати. Какие животные оказались в зелёной лечебнице? А какие в синей? Почему? (детям выдаются картинки с животными ( лама, лев, крокодил, верблюд, слон, коала и т.д.) (игра "Разложи животных")
Слайд 29
8. Грамматический строй речи
Логопед: Вот и вылечили мы животных! А какие они все особенные:
- У леопарда быстрые ноги, значит он ::
- У жирафа длинная шея-
- У слона длинный нос
- Крокодил плавает в воде-
- У льва большая грива-
- У бегемота толстые ноги-
- У обезьяны длинный хвост -
- У носорога толстая кожа -
- У тигра острые зубы-
- У верблюда два горба -
Слайд 30
Логопед: Прочитайте словосочетания и составьте с ними предложения (детям выдаются карточки со словосочетаниями (если дети не читающие, логопед читает словосочетания)
- Добрый слон
- Выносливый верблюд
- Гордый леопард
- Красивая лама
- Грозный лев
- Тихая коала
- Жадный крокодил
- Сердитая горилла
- Весёлые слонята
- Игривые львята и т.д.
Слайд 31
9. Итог занятия. Оценка работы детей.