Тип: внеклассное мероприятие
Класс: 5 класс.
Форма проведения: круг общения
Цели мероприятия:
- сформировать нравственный долг детей перед родителями;
- способствовать самостоятельной деятельности учащихся;
- развивать любовь и уважение к родителям и детям.
- развивать способности коммуникативного общения;
- развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой;
- определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений.
Основные понятия. Семья, Родина.
Самостоятельная деятельность учащихся. Запись песен "Родительский дом", "Погода в доме", "Под крышей дома моего", оформительская работа, запись стихотворения "Семья".
Использование новых информационных технологий: презентация.
Оборудование: Ноутбук, проектор, плакаты с высказыванием: "Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека". А.С. Макаренко
- Плакат - рисунок "7 Я - моя радость".
- "Дом": фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина).
- "Тучи" (5 шт.) и "солнце" (1 шт.)
- "Поленья дров" (13 шт.)
- "Пламя".
- Приложение 1
План мероприятия
Этапы мероприятия | Время, мин | Приёмы и методы |
I. Этап актуализации знаний. Мотивация проблемы | 5 | Беседа |
II. Основное содержание мероприятия. | 30 | Объяснение |
III. Основное содержание мероприятия. Обобщение и систематизация учащимися полученных знаний. | 5 | Беседа |
IV. Подведение итога. Рефлексия. | 5 | Беседа |
Ход мероприятия
Воспитатель | Воспитанники | Применение оборудования |
Этап актуализации знаний | Дети садятся на расставленные по кругу стулья. | |
Добрый день, дорогие ребята. Добрый
день, уважаемые взрослые. Я благодарна всем вам
за то, что вы пришли на эту встречу. Я очень
рассчитываю на вашу поддержку, на вашу помощь, на
ваше взаимопонимание. Я уверена, что наше
сотрудничество будет успешным. Ребята, я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете - почему? Да, вы правы, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности. А сейчас мы определим несколько правил, которые нужно выполнять: А чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое я чувствую у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. Вы, ребята, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие вот именно сейчас. Попрошу всех по очереди, по кругу высказаться. Мотивация проблемы Ребята, как вы думаете, что главное в жизни каждого человека? Основное содержание мероприятия. Молодцы. Сегодня мы с вами будем говорить по теме "Всему начало - отчий дом". Чтобы настроиться на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни "Родительский дом". Да, действительно всему начало - отчий дом. У каждого человека есть свой дом, своя семья. А что же такое дом? Отчий дом? Слова "отчий дом", "семья" входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. |
Ответы детей. - в кругу все равны. - можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих. - говорит один, все слушают, не перебивая. - можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете. Все по очереди высказываются
Все по очереди высказываются |
Звучит фрагмент песни "Родительский дом".
Показывает плакат "7 Я - моя радость". |
Когда-то Лев Толстой оказал: "Счастлив
тот, кто счастлив у себя дома". Ответьте,
пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается
семейное счастье? Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я? Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья? Как появилось слово "семья"? Когда-то о нем не слыхала земля. А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить. Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом, Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе... Откройте глаза. Вам понравился этот дом? А теперь давайте разведем очаг и согреем наш дом. Ребята, у нас есть дрова, вот они. Их надо положить в камин и развести огонь Сейчас вы поочередно будете выходить, брать "полено", читать надпись на "полене" и отвечать на вопрос: Кто эту обязанность по-вашему может выполнять дома? Молодцы, ребята, вы положили в "камин" все "поленья", осталось нам развести "огонь". Посмотрите, вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Значит, если каждый член семьи имеет свой участок работы, то тогда в доме есть уют, есть тепло, есть гармония. А там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении. Запомните это, ребята, на всю жизнь. А сейчас, ребята вам нужно придумать прилагательные к слову "семья": Молодцы. Хорошие прилагательные назвали.
Ребята, в народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Сейчас вы по очереди будете называть пословицы о доме, семье.
Обратите внимание на слова песни "Погода в доме". Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и черные тучи. Как вы думаете, что является причиной непогоды в доме? Назовите, какие черты характера могут вызвать непогоду в доме? Посмотрите, над нашим домом собрались тучи. Давайте их разгоним.
Вот и уже засияло солнышко над нашим домом. Обобщение и систематизация учащимися полученных знаний Мы с вами разогнали тучи и что мы поняли?
Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: "Почитай отца своего и мать", - это первая заповедь с обетованием (т. е. обещанием) "Да будет тебе благо и будет долголетие на земле" ... В послании апостола Павла Ефесяна сказано "почитай", не сказано "люби". Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.
Хорошее стихотворение. А какие прекрасные слова: Мы едины любовью и верой, Мы едины землей и трудом. И распахнуты дружеству двери В наш добротный, устойчивый дом. Подведение итога Скажите, ребята, а вам хотелось бы иметь дружную семью? Рефлексия. Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте повторим упражнение, с которого начали встречу. Скажите, изменилось у вас настроение? Как вы сейчас себя чувствуете? Что у вас на душе? Что понравилось? Что не понравилось? Что больше всего запомнилось? Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Мне очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом, ваша семья были радостными и уютными. Всего вам доброго! |
Все по очереди высказываются
Ответы детей
Закрывают глаза
Открывают глаза Ответы детей
Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?
"С" - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная, "Е" - единая, единственная, единомыслящая, "М" - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная, "Я" - ясная, языковедческая, яркая.
Дети по кругу называют пословицы, по выбору воспитателя несколько пословиц объясняют Дети снимают "тучи", читают надписи на них и откладывают в сторону Дети читают и объясняют, как это влияет на погоду в доме.
Погода в доме зависит и от нас самих и вашего поведения.
Ответы
Ответы |
Снимает "фасад дома", под ним виден "камин" Надписи на "поленьях дров" (с обратной стороны); Стирать. Приготовить завтрак, обед, ужин. Мыть обувь. Ухаживать за домашними животными. Пылесосить в дом Позаниматься с младшими братьями, сестрами, вынести мусор. Подоить корову. Сходить в магазин. Прополоть грядку. Отнести бабушке продукты. Вымыть полы. Вскопать грядки. В гостях хорошо, а дома лучше. Дом вести, не бородой трясти. Без хозяина дом сирота. Дом невелик, да лежать не велит. Дом построить - не шапку на голову надеть. Домой придешь - хлеб-соль найдешь. Домом жить - обо всем тужить. Не красна изба углами, красна пирогами. Тихо начинает звучать начало песни "Погода в доме". В семье разлад, так и дому не рад. Семья без детей, что цветок без запаха. Согласную семью и горе не берет. Не нужен клад, когда в семье лад. Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость. Прикрепляет "солнце" над домом
Звучит запись стихотворения "Семья". На Руси это издавна чтимо, Что в нашей, наверно, крови: Чтобы женщина шла за мужчиной В испытаниях, в скитаниях, в любви. Чтоб, его признавая начало, Все тревоги в себе затая, Все же исповедь вспоминалась. Мы не просто вдвоем, мы - семья. Чтобы мудрость в себе находила, Распрямясь перед сыновним лицом, Повторить с материнской силой: "Посоветуйся, сын, с отцом!" Чтоб все страхи, снося в одиночку, Говорила, измаясь, в конец: "Обними-ка отца, слышишь, дочка, Что-то нынче устал наш отец..." И глядела бы с явной отрадой, Как теплеет любимого взгляд, Когда сядут за стол они рядом, Как сегодня, к примеру, сидят... Мы едины любовью и верой, Мы едины землей и трудом. И распахнуты дружеству двери В наш добротный, устойчивый дом. |