Разнообразие растительного мира

Разделы: Биология, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Презентация помогает усвоению данного материала, так как представлена тремя главными этапами урока: проверка, изучение и закрепление (с гиперссылками), которые педагог может использовать «на своё усмотрение». Так можно применить только этап проверки или закрепление изученного материала.

Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта, что обеспечивает быструю безошибочную аттестацию учащихся по темам. Во время урока используются информационно-коммуникативные технологии – демонстрация презентации, работа с цифровым микроскопом. На этапе изучения новых знаний и способов действий учащиеся заполняют таблицу «Классификация растений», таким образом, систематизируя свои знания. Для разминки используется физкультминутка (упражнение «пчелка»), что способствует развитию дыхательной системы. Далее дети рассказывают о 10 самых удивительных растений мира (эти сообщения были даны им на прошлом уроке на дом) и их сообщения сопровождаются показом соответствующих слайдов. Затем ребята отгадывают кроссворд (смотрите презентацию), а один обучающийся заполняет его в компьютере по мере отгадывания. Подводим итоги урока и даем информацию выполнения домашнего задания, используя учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: Дрофа, 2008. стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном для обучающегося растении.

Ведущая дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений.

Форма урока: комбинированная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, способствовать формированию понятий «цветковые и нецветковые растения», «теневыносливые и светолюбивые», «культурные и дикорастущие».
  • Развивающая: развить умение анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формирование умений работать с рисунками учебника, таблицами, пользоваться техникой и лабораторным оборудованием, развить самостоятельность и уверенность в силах.
  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.

Оборудование: лабораторное, ТСО, компьютер, цифровой микроскоп, рисунки с изображением растений, бланки – таблица «Растения», аквариум вместе с его обитателями.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с признаками живых организмов, отличительными признаками растений, сейчас проверим ваши знания по данной теме, написав небольшой цифровой диктант (Слайд 5).

  1. Для растений, как и для других организмов, характерны …
  2. В процессе дыхания растения используют …
  3. В органах и тканях растений накапливаются красящие вещества. Их называют …
  4. Пигмент, который обусловливает зеленый цвет растений …
  5. Процесс, происходящий на свету, в результате которого образуются органические вещества из неорганических называются …
  6. В процессе фотосинтеза из атмосферного воздуха растение поглощает …

Ответы:

  Вариант 1 Вариант 2
1. 1, 3, 5 4, 6, 8
2. 2 7
3. 8 1
4. 6 3
5. 7 2
6. 4 5

Критерии оценок:

  • «5» – 5–6 правильных ответов;
  • «4» – 4 правильных ответа;
  • «3» – 3 правильных ответа.

III. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Без растений немыслима жизнь на Земле. Роль мира растений трудно переоценить. Достаточно сказать, что своим существованием человечество обязано именно ему – самому чудесному из всех царств земных.

Мир растений – это волшебное царство, в котором обычное сочетается с необычным, явное с тайным. Это мир живых и добрых волшебников, которые живут с нами и радуют нас. В нем все прекрасно, чудесно и одновременно загадочно. Когда его, хотя бы немного узнаешь, то обязательно полюбишь.

Вот сегодня мы и начнем познавать тайны растительного мира.

IV. Изучение новых знаний и способов действий.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Разнообразие растительного мира».

Зеленые растения – это живые лаборатории. Разгадывать загадки мира растений – очень интересное и увлекательное занятие.

Посмотрите на наш аквариум. Почему в нем вода стала зеленой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте внимательно рассмотрим её под микроскопом. (Работа учащегося с цифровым микроскопом)

Ребята, посмотрите, одиночные клеточки зеленого цвета – это одноклеточные водоросли. Они настолько малы, что без микроскопа мы бы их не увидели, как и других живых организмов, движущихся в капле воды. Вот такое множество различных одноклеточных зеленых водорослей и придают воде изумрудный оттенок.

Все остальные растения, состоят из множества клеток и видимы невооруженным глазом, то есть без микроскопа. Их называют многоклеточными. Давайте приведем примеры этих растений. (Показываю на картинки, находящиеся на доске, а дети их называют). Если некоторые растения вам неизвестны, воспользуйтесь подсказкой в учебнике на стр. 155, рис.90.

-Молодцы! А теперь посмотрите внимательно и скажите: «Чем растения находящиеся справой стороны отличаются от растений, расположенных слева?» (Ответ: справа растения имеют цветки, слева – нет).

Цветок имеется далеко не у всех растений, поэтому в зависимости от наличия или отсутствия цветка ученые-ботаники разделили все растения на 2 группы: цветковые и нецветковые (заполняем таблицу).

Итак, хвощ – цветковое или нецветковое растение? Яблоня, ромашка, папоротник, подснежник и т. д.

Где чаще всего можно увидеть папоротник? (В лесу, там где всегда сумрачно, мало солнечных лучей). И действительно, одни растения, например, ландыши, земляника, незабудки любят тень. Поэтому их назвали теневыносливые цветковые растения, а другие, например, барбарис, ромашка (нивяник), лапчатка – наоборот любят много света.

– Как думаете, как их назвали? (Светолюбивые цветковые растения)

В природе за растениями никто не ухаживает, не выращивает.

Задание: из предложенных рисунков выбрать такие растения. Это дикорастущие растения. Остальные, человек выращивает специально, их назвали культурными. Приведите примеры других культурных растений, известных вам.

V. Рефлексия.

физкультминутка (упражнение пчелка) Руки – на пояс, глубокий вдох, на выдохе в спокойном состоянии произнести звук «зззз…»

В удивительном мире растений очень много загадочных обитателей: больших и малых, красивых и невзрачных, ядовитых и съедобных, ароматных и без запаха и т.п. Растения все красивы, только каждое по-своему.

Сейчас мы узнаем о 10 самых удивительных растений мира. (Сообщения детей)

1. Вельвичия удивительная: Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длина листьев может достигать 8 метров.

2. Раффлезия – род удивительных растений, паразитирующих в основном на лианах. Представители рода Раффлезия не образуют листьев, стеблей и корней, проводя большую часть своего жизненного цикла в тканях растения-хозяина. Растение выделяется огромными размерами цветов, размеры которых могут превышать в диаметре 1 метр, а вес более 10 килограмм. Скопления этих цветов напоминают, какие-то инопланетные образования. Только насладиться ароматом этих цветков не удастся. “Аромат” этих цветков похож на запах тухлого мяса. Этот запах, как магнитом, притягивает основных опылителей растения – мух.

3. Аморфофаллус славится своим “тонким ароматом” разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

4. Опунция Биджелоу, наверное, один из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. На фотографии весь пустынный ландшафт до горизонта покрыт удивительными пушистыми кактусами, высотой до двух метров. В лучах заходящего солнца пейзаж выглядит фантастически. У находящегося здесь человека складывается впечатление, что он в составе космической экспедиции высадился на другую планету, покрытую неизвестными формами жизни.

5. Карнегия гигантская – удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его исполинские размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

6. Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать “хищниками”, которые получают необходимые недостающие питательные вещества, “переваривая” пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Поверхность “горлышка” кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью “переваривают” насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

7. Венерина мухоловка – это ещё более удивительное “растение-убийца”, которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья -”челюсти” этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

8. Фикус Бенгальский. На первый взгляд может показаться, что на фото изображён лес. На самом деле – это одно единственное дерево. Фикус Бенгальский образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые опускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

9. Секвоя вечнозелёная – это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которы10е проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного “скрежета” и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии.

10. Пуйя Раймонда произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

VI. Закрепление знаний и способов действий учащихся.

Кроссворд (см. презентация, заполняет учащийся у компьютера, а дети отгадывают)

А сейчас святая обязанность и долг каждого из нас – с полным сознанием и любовью охранять и рационально использовать природу, её лучшую и прекрасную часть – удивительный мир растений и помнить при этом слова французского философа, педагога и страстного любителя природы Жан Жака Руссо: «Растения щедро рассыпаны на Земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у моих ног…»

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Информация о домашнем задании.

Стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном растении.

Таблица для заполнения – Приложение.