Цели:
- Развивать зрительную память, наблюдательность, образное представление; расширять кругозор детей;
- Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
- Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
- Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
Оборудование:
- любимые игрушки животных на партах;
- таблицы «Домашние животные», «Дикие животные»;
- фотографии собак, кошек;
- Красная Книга Башкортостана,
- выставка книг про животных,
- экран, проектор, ноутбук.
Ход мероприятия
I. Проверка организации рабочих мест.
П. Вопросно-ответная беседа о животных.
Учитель:- В каком удивительном и неповторимом мире мы с вами живём. Как прекрасна и многообразна природа нашей планеты – нашего общего дома. Где кроме нас с вами, живёт ещё множество людей. 31 октября 2011 года численность населения Земли составила 7 миллиардов человек. А кто ещё живёт рядом с нами?
- Да, конечно, рядом с нами живут интересные животные. Прислушайтесь внимательней и вы поймёте, почему их так назвали.
Одних назвали по внешнему виду: носорог, осьминог, белуха, ворон.
Другие так названы по тому, что они любят есть - муравьед, овсянка, медведь.
Третьи - по тому, что умеют хорошо делать - землеройка, трясогузка.
А теперь послушайте, почему получили название хорошо вам известные жители русского леса.
Волк - от слова волоку, волочить, т. е. тащить. Волк - хищное животное, он уволакивает свою добычу.
Заяц - означает прыгун. Это польское слово.
Белка - это древнерусское слово. Название дано по цвету белой белки, а теперь относится и к рыжим, и к серым белкам.
Бобр - строитель речных плотин. Назван по цвету красивой и ценной шубы. Бобр - значит бурый, коричневый.
Лягушка - родственно слову «лягаться». Так назвали жительницу болот за её прыжки.
Змея - обратите внимание, как она передвигается. Название змея буквально значит ползающая по земле, земляная.
Животный мир нашей голубой планеты Земля удивителен и неповторим, а мы с вами должны сохранить его. На наш урок вы принесли свои любимые игрушки.
- Нравится вам выставка игрушек? Среди них есть и домашние, есть и дикие животные. Каких животных называют домашними? А дикими?
-Как мы должны относиться к животным - нашим «братьям меньшим»? Какую пользу они нам приносят?
III. Игра – соревнование «Засели домик»
Учитель: А знаете ли вы, как зимуют животные наших лесов?
Расселите животных в нужные домики: в I домик – животных, залегающих в спячку, во II домик – животных, делающих запасы на зиму, в III домик – животных, которые могут найти себе пропитание.
IV. Учитель: Как вы думаете, кто больше всего причиняет вреда нашей природе?
- Правильно, человек.
- К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, «что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача ». Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной деятельности человека гибнет наша планета. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги - знак опасности, который приказывает нам: «Остановитесь!». Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».
И от вас, ребята, тоже многое зависит, от вашего отношения ко всему окружающему. Ведь никому из вас не нужно объяснять, что сорить дома нельзя, каждый из вас содержит свою комнату в чистоте и порядке, но почему то, выходя на улицу, забываем об этом. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали свою ответственность в сохранении природы.
К нашему занятию вы подготовили специальные знаки для охраны природы, пожалуйста, прокомментируйте их.
- Не ломайте ветки деревьев!
- Нельзя ловить бабочек!
- Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
- Не разоряйте гнёзда птиц!
- Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
- Не берите животных из леса.
- Нельзя рвать цветы!
Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы. Познакомьтесь, пожалуйста, с ними.
Экологический календарь
- 22 апреля – Всемирный день воды.
- 1 апреля – День птиц.
- 22 апреля – День Земли.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- 17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой.
- 16 – Международный день охраны озонового слоя Земли.
- 20 сентября – День работников леса.
- 27 сентября – Международный день моря.
- 4 октября – Международный день защиты животных.
- 29 декабря – Международный день биологического разнообразия.
V. Учитель: А сейчас ребята прочитают вам стихотворение о тех, кто просто живёт рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наш дом. (Чтение стихотворения Б. Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги» подготовленными детьми)
Мордочка, хвост и четыре ноги
Борис Заходер
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут насовсем заблудиться
Мордочка, хвост и четыре ноги!Пусть в чаще свирепые хищники воют -
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.А если порою, тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.Маленечко мяса, маленечко каши...
(Короче - влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.
- Вы, я думаю, догадались, о ком идёт речь. Да, это наши четвероногие друзья - собаки. Они приручены человеком уже более 2000 лет. За эти годы выведено более 400 пород. Естественно, и столько названий. Некоторые из них можно легко объяснить. Например:
Дворняжка - самая распространённая «порода» собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет ни какой родословной, их любят ничуть не меньше.
Лайка - получила своё название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи.
Овчарка - собака - сторож овечьих стад.
Борзые - это порода охотничьих собак. Название борзые произошло от слова борзый, что означает быстрый.
(По ходу рассказа дети рассматривают фотовыставку собак).
Великий учёный Ч. Дарвин назвал собак животными, которые любят нас больше, чем самих себя. Сегодня вы узнаете много интересного о собаках и убедитесь в правильности этих слов. Ни одно животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. Ни одно животное не служит человеку так беззаветно, так преданно как это удивительное существо.
VI. Чтение сочинений детей о своих любимых питомцах.
- А теперь я хочу послушать ваши рассказы о своих любимых питомцах. Дети читают свои сочинения о своих любимых питомцах.
VII. Обобщение, подведение итогов занятия.
Обобщая рассказы детей, следует подчеркнуть доброе отношение ребят к своим «братьям меньшим» - животным.
- Я верю, что если в детстве у детей был четвероногий друг, то он вырастет добрым, порядочным человеком, будет заботиться об окружающей природе.
- Прочитаем запись на доске.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте зверей лишь внутри себя.
Е. Евтушенко.
VIII. Заключительная песня «Мы едем, едем, едем…»
(Дети, взяв в руки свои любимые игрушки, поют все вместе)
Мы едем, едем, едем.
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Припев:
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.Ты в дальнюю дорогу.
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.
Припев.
Мы ехали, мы пели.
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:
Припев.
Учитель: Дорогие ребята, понравился вам наш классный час! Узнали ли вы, что-то новое? Хотелось бы, чтобы вы никогда не забывали, что мы не одиноки в этом мире и что кому-то, очень нужна ваша помощь, поддержка, защита, а может быть просто доброе слово и улыбка.
Литература:
- Красная книга Башкортостана.
- Красная книга Российской Федерации.
- А.А.Плешаков « Мир вокруг нас».
- Е.А.Евтушенко «Стихи о родине».
- Б.Заходер «Стихи для детей».
- С.Михалков «Песенка друзей»
- Википедия – свободная энциклопедия.