В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Эти качества способствуют развитию ребенка как личности.
Неоценимый вклад в развитие личности оказывает театральная деятельность. Интеграция в этой деятельности других видов деятельности, для которых присуща эмоциональная приподнятость, творческий характер, позволяет стимулировать положительные эмоции, пробуждают творческое начало личности.
Театрально- игровая деятельность является для ребенка общением, игрой, трудом, движением, отдыхом и др.
Полноценное общение между педагогом и детьми, между самими детьми, в процессе театрально- игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, приобщают ребенка к духовному богатству.
Кроме этого в театрализованной деятельности проявляется реальная возможность оптимизации творческих способностей ребенка, развития его воображения, артистичности, интеллекта, преодоления однобокости и фрагментарности мышления, нахождения личного опыта сравнительного эстетического анализа.
В нашем ГДОУ № 130 Невского района г. Санкт- Петербурга разработана парциальная программа «Живое знание о театре»*.
Основополагающей идеей этой программы является- достижение общечеловеческих ценностей через модель Я Ребенок – Знаток, Я ребенок – участник, Я Ребенок-Творец.
Идея определяет систему целей: мировоззренческая, деятельностно-развивающая, творческая, коммуникативная.
Основные задачи:
- Обогащение элементарных представлений о предметах и явлениях театральной культуры.
- Освоение навыков нахождения образно- ассоциативных связей в активных формах театрализованной деятельности.
- Оптимальная реализация творческого потенциала каждого ребенка.
- Вовлечение ребенка в единое информационно- понятийное пространство общей «культуры» на основе взаимодействия таких социальных институтов как дошкольное учреждение, семья, учреждения культуры.
Реализация данной программы предусматривает систему работы взрослых и детей, основанную на гуманизации педагогического процесса. В соответствии с этим педагог принимает позицию равного партнера. Взрослый не только вносит свои предложения с учетом предпочтений и потребностей ребенка, но и принимает замыслы детей. Вместе с тем взрослый демонстрирует разнообразные способы действий в музицировании, пластике, элементах актерского мастерства, которые необходимы ребенку для реализации замысла. Кроме этого взрослый совместно с детьми решает возникающие проблемы в игровых тренингах, дифференцированных заданиях и развивающих играх.
Комплексные методы освоения дошкольниками элементов актерского мастерства. Приложение 1
Методы освоения дошкольниками приемов музицирования. Приложение 2
Методы освоения детьми пластики
1.Развитие выразительности и точности передачи образа в движении:
|
1. Игровая деятельность. 2. Демонстрация- показ эмоциональных состояний (мимика, жест, подражание). 3 .Этюды: статические; |
Воплощение после просмотра. |
2. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест. |
Побуждение к самовыражению через пластические импровизации. |
Выбор средств по собственному желанию и замыслу. |
Все это формирует познавательные способности и обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка в театрализованной деятельности.
В дошкольном учреждении создана оригинальная развивающая среда с учетом специфики театрализованной деятельности:
- театральная студия « Золотая рыбка»;
- творческие лаборатории, созданные в групповых помещениях;
- костюмерная.
Кроме этого успешно используется звуковой и музыкальный дизайн.
Предлагаем вашему вниманию:
Система работы по созданию детского музыкального спектакля « Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки.
Создание музыкальных спектаклей предполагает совместную деятельность детей и педагогов в течении трех месяцев на основе развивающих игр, дифференцированных заданий и игровых тренингов вне занятий.
Примерное сочетание и распределение программного материала на три месяца.
Первый месяц.
1.
- Беседа о русских народных сказках.
- Чтение русской народной сказки « Гуси- лебеди».
- Знакомство детей с предметами быта начала 20-го века. Занятие проводится в мини-музее детского сада «В гостях у бабушки».
2.
- Пересказ сказки по частям.
- Проведение дидактической игры « Узнай и расскажи за своего героя».
- Речевая зарядка.
Почему сказка называется « Гуси- лебеди»? придумаем другое название.
Назовем грустные и веселые слова из сказки.
Возьмем в детей интервью о девочке из сказки.
Этимология слов « Причитала», «слезами заливалась».
Как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?
Отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять».
3.
- Рисование по сказке.
- Воспитание добрых чувств. Обсуждение рисунков детей.
- Последовательное расположение рисунков детьми по динамике сказки. Пересказ по имеющимся фрагментам сказки.
4.
- Разбор сказки по действиям и событиям.
Определение главных и второстепенных ролей.
Отработка образов сказки на этюдах. - Развитие мышления и воображения:
- Придумаем сериал по этой сказке « Гуси- лебеди- невидимки»;
- «Печка, яблонька и речка стали великанами»;
- «Дело было зимой»;
- «Как я спасла братца?».
5.
- Закрепление приемов, стимулирующих речевое творчество.
- Изобразительная деятельность. Изготовление атрибутов.
6.
- Показ отрывка по выбору детей или педагога.Плоскостной театр.
7.
- Показ отрывков сказки по желанию детей, используя различные виды театра.
8.
- Режиссерская игра в действиях:
- 1 действие – «У колыбели».
- 2 действие – «Поиски братца».
- 3 действие – «У Бабы Яги». (Рисунок 1; рисунок 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
- 4 действие – «Возвращение домой».
- Выявление главных мотивов в поведении героев.
Второй месяц.
1.
- Усвоение языка общения. Этюды: «Котята», «Повар-лгун», «Часовой», «Маленький скульптор».
- Действия с воображаемыми предметами.
2.
- Имитационный тренинг. Пластика героев сказки.
- Изобразительная деятельность. Методом пальцевой живописи изобразить стаю лебедей, уносящую мальчика. Сделать книжку-картинку об этом.
3.
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Этюд « Кто кем хочет быть». (рисунок 3)
Распределение ролей с учетом желаний и возможностей детей.
Рисунок 3
- Постановка хоровода русской песни в обработке Ю. Чичкова «на горе-то калина».
4.
- Обыгрывание сказки не придерживаясь текста, своими словами по действиям:
- сцена дома;
- сцена встреч Маши с печкой, речкой, яблоней, ежом. (рисунок 4)
Рисунок 4
- сценка с бабой ягой;
- сцена второй встречи Маши с героями;
- сцена дома.
5.
- Имитационный тренинг.
- Пластика героев спектакля.
- Этюд « Живые картинки» (усвоение языка общения). (рисунок 5, рисунок 6)
Рисунок 5
Рисунок 6
- Обучать детей замечать усиление или ослабление звучания музыки и соответственно увеличивать или уменьшать размах движения в хороводе « На горе-то калина».
6.
- Имитационный тренинг.
- Игры на развитие воображения (образ гусей, речки, печки, ежа, яблони).
- Развивать умение в выразительном исполнении ( «Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг).
7.
- Самостоятельные художественно-пластические этюды.
8.
- Режиссерская игра.
- Ручной труд. Изготовление атрибутов к сцене «В лесу у Бабы Яги».
Третий месяц.
1.
- Прослушивание музыкальных моментов, характеризующих героев сказки. Беседы с детьми.
- Развивать способность в выразительном исполнении песен:
- «Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг.
- 2 Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
- Застольное чтение 1-го действия словами автора и своими.
2.
- Музыкальный тренинг. Прослушивание музыкальных моментов ( восприятие и воспроизведение героями своей музыки и песен).
- Развивать способность в выразительном исполнении песен:
- «Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
- «Песня яблони» муз. Г. Вейнсберг.
- Застольное чтение 2-го действия словами автора и своими словами.
3.
- Музыкальный тренинг.
- Создание атмосферы народного гулянья, используя различные детские музыкальные инструменты- трещотки, бубны, бубенцы, гармонь, балалайки, дрова, коробочки и т.д.
- Передача образа речки, используя пластические движения в сопровождении музыкальных инструментов ( колокольчики, треугольники, металлофоны и т.д.).
4.
- Репетиция фрагментов драматизации по сказке.
5.
- Репетиция спектакля «Гуси- лебеди».
6.
- Премьера спектакля.
Результаты ее показали целесообразность и обоснованность данного подхода в приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям через театрализованную деятельность
Данный опыт основанный на парциальной программе «Живое знание о театре» может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями
- в дошкольном образовательном учреждении;
- в дополнительном образовании.