Прямоугольная система координат на плоскости. 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (588 кБ)


Данная тема разработана в рамках использования принципов уровневой дифференциации, что даёт возможность в первую очередь при качественном усвоении материала обеспечить положительную мотивацию учения, то есть каждому ребёнку взять ту образовательную планку, которая ему посильна, испытывая при этом удовлетворение от движения от успеха, пусть минимального, к успеху.

Основная дидактическая цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Этой цели подчинена и структура урока, и применяемые формы, методы и приемы обучения. Главным в достижении цели данного урока является не изучение учащимися нового материала, не разрешение каких-то проблемных вопросов, а тренировка, которая предполагает необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в новых условиях.

Уже на втором этапе урока, на этапе повторения ранее изученного материала и его применения в стандартных условиях через устную работу с использованием мультипроектора, учитель имеет возможность получить информацию о том, насколько теоретический материал усвоен учащимися в курсе VI класса, и насколько готовы они применить его при изучении темы «Линейная функция и ее график» курса 7 класса.

Все этапы урока, выделяясь как самостоятельные, ввиду подчинённости триединой цели, вытекают один из другого, создавая единую логическую структуру. На достижение целей урока направлены и используемые мною методы. Среди них методы организации учебно-познавательной деятельности, такие как словесный, практический, метод самостоятельной работы, работы под руководством учителя, методы контроля и самоконтроля и самооценки.

Цели и задачи урока:

  • Уточнение и систематизация известных учащимся из курса математики VI класса понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости; формирование представления о соответствии между точками координатной плоскости и парами чисел (х;у).
  • Развивать умение применять теоретические знания для выполнения различного рода заданий, умение логически мыслить, развивать навыки самоконтроля.
  • Воспитывать чувство значимости учебного труда, ответственности, упорства и настойчивости в получении знаний.

Оборудование: Мультипроектор

Структура урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения (2мин.)
  2. Повторение ранее изученного материала и его применение в стандартных условиях.(15 мин.)
  3. Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в изменённых условиях с целью формирования умений. (9 мин.)
    Самостоятельная работа с самопроверкой (10мин.)
  4. Подведение итогов урока.(2 мин.)
  5. Постановка домашнего задания. (2 мин.)
  6. Дополнительное задание

Ход урока

1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения.

Учитель обращается к ребятам с замечаниями по подготовке к уроку, указывает на то, что все основные понятия данного урока были введены в курсе IV класса, что данный урок служит повторению понятий по теме «Координатная плоскость». Говорит, что и сегодняшний урок будет служить тому, чтобы вырабатывать умения применять теоретические знания для выполнения заданий практического характера. (слайды №1 и 2)

2. Повторение ранее изученного материала и его применение в стандартных условиях.

Учитель предлагает учащимся вспомнить понятие координатной плоскости (слайд №3), название осей координат, делает акцент на то, что положение каждой точки на плоскости задает упорядоченная пара чисел. Учитель напоминает учащимся, что координатные прямые разбивают координатную плоскость на 4 координатные четверти. (слайды №4 и 5)

Затем начинается работа по определению уровня владения учащимися навыками работы по теме «Координатная плоскость». Для этого предлагается

3. Самостоятельная работа с самопроверкой

Два задания:

1. Определить координаты точек на плоскости, начиная с точек I четверти, затем II, III, IV четвертей, а потом определить координаты точек, лежащих на осях Ох и Оу. (по картинке на слайде №6),

2. Отметить на плоскости точки с заданными координатами и провести через каждые две из них прямую, а затем найти координаты точки пересечения этих прямых. (слайд № 7)

Закончив задание, учащиеся меняются с соседом тетрадями, и проводится взаимопроверка решений.

Правильные варианты ответов и решения выводятся на экран. (слайды №8 и 9)

4. Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в изменённых условиях с целью формирования умений.

Перед классом ставится проблемный вопрос:

  • Можно ли не строя точку, определить, в какой координатной четверти она находится?

После ответа на поставленный вопрос учащиеся выполняют устно задание:

  • в какой координатной плоскости расположены точки (слайд №10)

Последнее задание носит обобщающий характер, поэтому учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадь:

А(x;y) расположена:

в I четверти, если x > 0, y > 0,
во II четверти, если x < 0, y > 0,
в III четверти, если x < 0, y < 0,
в IV четверти. если x > 0, y < 0.

Затем очередной проблемный вопрос:

  • Можно ли, не строя точку, определить, на какой координатной прямой она находится?

После ответа на поставленный вопрос учащиеся выполняют устно следующее задание:

  • На какой оси расположены данные точки? (слайд № 11)

5. Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, учитель обращает внимание учащихся на типичные ошибки, недочёты при выполнении заданий, выставляет оценки за работу на уроке, выражает уверенность в том, что при должном трудолюбии и упорстве учеба будет приносить радость и удовлетворение.(слайд №12)

6. Постановка домашнего задания.

гл.VI, $29, №524, 526(2), 527(2), 528(2),533*.(слайд №13)

7. Дополнительное задание.

Если позволит время можно выполнить задание:

  • Построить треугольник по координатам его вершин. (слайд №14)

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. После выполнения задания – проверка по слайду №15.

В конце урока учитель благодарит учащихся за урок (слайд №16)