Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции.
Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира, придавлена, заслонена различными комплексами, особенностями темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать, дать возможность развиться.
В процессе всей педагогической деятельности я использую активные формы и методы обучения. Применяю эффективные средства исторического образования разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-дискуссии, групповые семинары, уроки-характеристики и др. Оживляем уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленных на уроке задач. Практикую коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся; побуждаю учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, рекомендую дополнительную литературу.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Но есть вопрос вопросов: “Как работать па уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”. Так, например, в своей педагогической деятельности я веду систематическую работу с одаренными учащимися, проявляющими живой интерес к предметам истории, обществознания и права. Ставлю перед собой и учащимися цель как можно глубже изучить преподаваемые мною предметы. На разных этапах урока учащиеся выполняют письменные задания индивидуального характера: решают тесты повышенной трудности, тесты из сборника ЕГЭ по теме, решают кроссворды, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение по той или иной теме, анализируют ситуацию, работают с историческими документами, картами, выделяют причинно-следственные связи событий, делают выводы и т.д. В ходе групповой работы одаренные дети работают с другими учащимися класса в качестве экспертов, аналитиков, консультантов.
В урочной и во внеурочной работе с учениками применяю исследовательский метод. К примеру, удачными были доклады 2 учениц 10 и 11 классов “Из истории происхождения тюркских рун” (3 место на районной научно-практической конференции, посвященной Дням тюркской письменности) и “Причины расхождения религий тюркских народов Саяно-Алтая (на примере хакасов, тувинцев и алтайцев)” (на республиканской научно-практической конференции, посвященной 25-летию НОУ “Чылтыс”).
Участие в конкурсах, также неотъемлемая часть работы каждого педагога. Так, приняв участие на конкурсе кроссвордов по избирательному праву на тему “Право выбора”, кроссворд моих учеников 910 классов был опубликован в 2008 г. в сборнике “Кроссворды”, изданный по итогам V республиканского слета старшеклассников в г. Абакане “Я – будущий избиратель”.
Не менее эффективная педагогическая технология, применяемая мною – метод проектов. Проектная деятельность – приоритетная форма организации деятельности учащихся, способствующая развитии мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. С 2007– 2008 учебного года мы с группой учащихся 7-11 классов стали работать нал реализацией проекта “Портрет исторического деятеля”. Учащиеся старших классов помогают мне создать “Электронную энциклопедию” правителей истории начиная от первых русских князей до настоящего президента. Данная работа проводится с той целью, чтобы занять, заинтересовать и привлечь учеников к научно-исследовательской работе. Ведь по истории очень много спорных вопросов. Как строится наша работа? Это будет собственная энциклопедия, с которой мы сможем работать сами. На каждого правителя российского государства составляем базу данных, статьи. Структура работы такова: 1) портрет правителя; 2) биографические данные; 3) современники правителя; 4) реформаторская деятельность; 5) внешняя политика; 6) культура; 7) терминология; 8) подборка олимпиадных заданий и заданий ЕГ'Э. Проект рассчитан на 4 года. Реализация проекта необходима в связи с тем, что выпускники все чаще выбирают ЕГЭ по истории и обществознанию, к тому же сборник будет помогать готовиться к предметным олимпиадам.
Какую роль играет учитель в проектной технологи? Он формирует мотивацию, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы по проекту, оценивает каждого участника. Поэтому учитель должен владеть исследовательским, поисковым методами, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, подавляя учеников своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Все это позволит учителю поддерживать устойчивый интерес к выбранной теме проекта. В основе этого метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности. Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом. Повышается мотивация учащихся в получении дополнительных знаний, изучаются важнейшие методы научного познания, развиваются исследовательские и творческие способности, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать с различными типами документов, анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения. Развивается важнейшее умение интегрировать знания из различных областей для решения проблем. Участие в проектировании развивает коммуникативные умения и навыки.
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют формированию гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважению мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря этому фактический материал усваивается на более высоком уровне. Назвать эффективным такую работу позволяет количество призовых мест, возросших за последнее время, на конкурсах и научно-практических конференциях, предметных олимпиадах районного и республиканского уровнях. Учащиеся не просто приобретают знания, у них формируется эмоционально-ценностное отношение к изучаемым фактам, и, что немаловажно, развивается активная гражданская позиция.