Цели урока:
- Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала научить давать определение десятичных дробей на натуральное число, умножать десятичную дробь на натуральное число, в том числе на 10, 100,1000 и т.д.
- Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению анализировать, находить закономерности, формулировать свои мысли, оценивать свою работу.
- Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: групповая.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Устная работа.
а) Вычислите:
- 3,55 – 2 =
- 1000:8+3,5=
- 135,3-2,1=
- 11,3+56:8=
- 135,678+34,322=
- 54:6+7+3,57=
б) Упростите:
- 3с+с+с+с+с+с+7=
- (6,78b+4m)-1,2m=
- 3,5-(2,5а+1 )=
- 4,8a+3a + х + x-6
в) Потерялась я … (поставьте на место запятую)
- 32+1,8=5
- 57-4=1,7
- 3+108=4,08
- 63-27=60,3
II. Новый материал.
Найдите периметр пруда со стороной 1 м 80 см. (выразите предварительно сторону в метрах)
1,8+1,8+1,8+1,8= 7,2 м или 1,8*4=7,2 м
Сформулируйте определение умножения десятичной дроби на натуральное число (сравнить с определением в учебнике).
Вычислите:
а) 8,75*4=
б) 2,3*5=
в) 0,12* 15=
Старинная итальянская поговорка говорит о том, что «умножение – мое мучение, а деление – беда». Давайте перенесемся с вами на 3 века назад и представим, что сейчас 1703 год, идет Северная война. Петр первый строит флот, но для флота нужны обученные люди. Царь Петр создает навигационные школы, где гардемарины обучались по учебнику Леонтия Филипповича Магницкого. У Леонтия была фамилия Теляшин, но после общения с Петром, царь назвал его Магницким – человеком, который притягивает к себе знания как магнит. После издания первой славянской книги по математике Петр одарил Леонтия подарками: деревнями во Владимире и Тамбовской губернии, домом на Лубянке и «саксонским кафтаном». Книга открывается надписью: «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и воедино собрана, и на две книги разделена».
В этом учебнике материал составлен таким образом, что сперва даются примеры, потом правило.
На доске записи (вычисления выполнены в столбик):
- 1,23*4=4,92
- 1,7*12=20,4
- 2,056*26= 53,456
Видя, как выполнено умножение, учащиеся самостоятельно пробуют сформулировать правило умножения и после сравнивают с учебником.
Справились с заданием и попробуем самостоятельно выполнить умножение.
Работа с классом.
а) 8,9*6=53,4
б) 3,75*12=45
в) 0,075*24=1,8
Говорят, что умножение на 10, 100, 1000 и т.д. можно выполнять устно, проверим это.
На доске выполнено умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
- 13,75*10=137,5
- 1,672*100=167,2
- 0,3562* 1 000=356,2
- 999,824*10 000=9 998 240
Установите закономерность, попробуйте сформулировать правило, проверьте его с учебником.
III. Итог урока.
повторить все правила по новому материалу, задать домашнее задание, отметить активно работающих учащихся.
Если есть время….
Каков рост человека, которого прозвали «коломенская верста»? Во времена Алексея Романова вдоль дороги от Москвы и до Коломенского были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4 метров, с орлами.
высота столба 2 сажени = 2*2,16 м = 4,32 м.