В эпоху быстрого обновления всех сфер социальной жизни успешная социализация детей и подростков предполагает готовность самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Соответственно изменяются и критерии эффективности образования как института социализации. Актуальным становится поиск концепций, форм и методов обучения и воспитания детей и подростков, адекватных динамике социальных изменений. В связи с этим особую важность приобретает поиск действенных способов мотивации социального развития детей и подростков в социально-значимой деятельности. Социальное развитие личности представляет собой процесс, включающий, с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой – приобретение собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, позволяющих детям и подросткам ориентироваться в различных жизненных ситуациях и добиваться позитивной самореализации. В настоящее время гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию подростков в социально значимой деятельности. Организацией такой деятельности детей и молодежи занимаются современные общественные организации и объединения как постоянные, так и временные (детские оздоровительные и профильные лагеря), в органах самоуправления учреждений основного и дополнительного образования, клубах по месту жительства. Молодежные объединения выступают институтом самореализации и социализации молодых людей, содействуют их включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодежные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Эти организации также являются важным элементом социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей большой части населения – молодежи – в решении самых разнообразных проблем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детские и молодежные общественные объединения в современных условиях будут, являются школой гражданского становления для молодежи и подростков, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан. Для молодого поколения очень важна личностная социализация в среде сверстников, но выпускники школ (17 лет) считают, что в новой ситуации педагоги и родители не могут помочь адаптироваться своим детям, поскольку сами не в состоянии адаптироваться в новых условиях. Основной причиной следует считать межпоколенный конфликт, который присутствует во все времена и исторические периоды.
Исходя из потребности общества в социальной активности граждан, в непрерывном стимулировании ребят подросткового возраста, Ассоциация детских общественных объединений Советского района объединение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центра детского творчества № 1” разворачивает деятельность детских общественных объединений, организуя взаимодействие на уровне района, города, края.
Ребята желают просто собираться и общаться. В связи с интересами детей и их взглядами на проблемы района, микрорайона, города возникают реальные идеи. Из ребят воспитываем волонтеров, добровольцев и тьюторов, вожатых, творческих и активных подростков. Разработанная мною программа развития помогла создать сплоченную общественную организацию, которая организует и проводит социально-полезные мероприятия.
Программа развития Ассоциация детских общественных объединений
Цель: Создание организации, способной оказывать содействие развитию детей и подростков, формированию осознанной активной социальной позиции, самоопределению и самореализации.
Задачи:
- Осуществлять помощь в реализации направлений, заявленных подростками Советского района.
- Разрабатывать социально-значимые проекты на территории деятельности организации.
- Создать совет, деятельностью которого станет оказание помощи детям в освоении приемов и методов целеполагания собственного будущего, в проектировании личной программы саморазвития и самосовершенствования, в формировании личностных ценностей в отношении к обществу, природе, человеку.
- Создавать образовательно-информационное пространство для обеспечения оперативной и достоверной информацией детей и подростков о различных сферах жизнедеятельности.
- Формировать и поддерживать традиции, реализующие деятельность детских общественных объединений.
- Поддерживать и развивать ценности добровольческого движения в детской среде за счет оптимального объединения ресурсов организации.
Ожидаемые результаты:
– Объедение активных подростков в Советском районе через серию семинаров,
деловых игр, сборов
– Оказание помощи детям и подросткам в овладении знаниями, умениями и навыками в
формировании программы собственного самоопределения;
– Приобретение умений устанавливать коммуникации, а затем жить и трудиться во
временном коллективе сверстников и взрослых;
– Повышение уровня культуры взаимодействия между сверстниками и взрослыми;
появление среди подростков новых волонтеров и тьюторов.
Миссия. Формирование культуры социальной активности у подрастающего поколения, которая способствуют восприятию культурного пространства.
Проекты.
Проект образование:
1. Образовательная программа “Познавая себя, я открываюсь миру”.
Четыре образовательных модуля составляют один цикл образовательной программы “Познавая себя, я открываюсь миру”, разработанной для лидеров детских общественных объединений.
Образовательная программа реализуется в каникулярное время и сочетает в себе мероприятия различного характера: игры, тренинги досуг, оздоровление и т.д. Интенсивное обучение в модуле происходит в форме “погружений в тему”, остальная работа по поиску дефицитов, препятствующих их личностному росту, проявлению творческой инициативы, а также поиску проблем и проектированию деятельности по их разрешению. Корректировка следующего модуля и разворачивание социально-значимых акций является неотъемлемой частью программы, которая проходит через сборы, индивидуальные консультации в “межмодульный” период.
Цель: Развитие у подростков навыков лидерства и партнерства, цивилизованного общения и ответственного активного подхода к жизни.
Задачи:
- Активизация созидательной деятельности лидеров детских общественных объединений.
- Поиск и обработка методов, форм работы, способствующих социальному развитию подростков.
- Развитие чувства ответственности, игровой культуры, уважения к правам и свободам человека.
1-й модуль | 2-й модуль | 3-й модуль | 4-й модуль | |
Сроки | Осенние каникулы 3 дня | Зимние каникулы 3 дня | Весенние каникулы 3 дня | Летние каникулы 21 день |
Основное содержание | Личностные компетенции | Проф. Ориентация | Основы соц. Проектирования | Здоровый образ жизни |
Выезд | Достопримечательности города | Заводы, институты | Специалисты по проектированию | лагерь |
2. Образовательная программа “Уникум”.
Программа “Уникум” является модифицированной и имеет культурологическую направленность. Программа включает в себя два блока: азбука самопознания, культура речи и основы риторики.
Цель: Способствовать формированию социально адаптированной, успешной, креативной личности.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с основами психологии подростков. Помочь учащимся лучше узнать и понять себя через прохождение курса “Азбука самопознания”.
- Повысить самооценку, уверенность в себе, обучить навыкам конструктивного общения.
- Обучить основам риторики, культуры речи, способности убедить оппонента в правоте своих доводов, умело отстаивать истину.
- Способствовать формированию научного мировоззрения как основы базовой культуры личности.
Сроки | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Основное содержание | Диагностика личностных особенностей | Общение со сверстниками | Общение с родителями | Техника речи | Технологии общения | Ораторская речь | Кризис личности | Подросток в современном обществе | Диагностика |
Проект общественно – значимая деятельность:
1. Волонтерская деятельность.
Активное участие волонтеров в акциях и слетах Красноярского краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также Красноярской краевой организации “Мы против СПИДа”.
Цель: Мобилизация и объединения усилий волонтеров для активного созидательного участия в развитии общества и в улучшении качества жизни.
Задачи:
- Участие в решении общественных проблем.
- Создание условий для обмена информацией и опытом между добровольцами.
- Продвижение и укрепление в обществе ценностей добровольчества.
Сроки | Октябрь | Ноябрь | Март | Апрель | Май |
Основное содержание | Семинары в Центре – Спид | Слет волонтеров “Вместе мы сильнее” | Отчет о проведении семинаров по анти ВИЧ/ СПИД | Взаимодействие с “Краевым центром семьи” | Шествие волонтеров Советского района |
2. Тимуровский отряд.
Цель: Объединение инициативных подростков общественной организации для оказания социальной помощи людям, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Задачи:
- Создание и реализация индивидуальных и групповых социально – значимых проектов.
- Участие в судьбе ветеранов и детей – инвалидов.
- Сбор материалов о жизни и деятельности ветеранов Великой Отечественной войны.
Сроки | Основное содержание |
Сентябрь | Сбор и каталогизация материалов для сайта |
Октябрь | Разработка дизайна сайта |
Ноябрь | Общественная приемная |
Декабрь | Распространение материалов по школам района |
Январь | Общественная приемная |
Февраль | Акции направленные на помощь детям с ОВЗ |
Март | Сбор и обработка, каталогизация, размещение материалов на сайте |
Апрель | Открытая презентация виртуального музея боевой славы Советского района |
Май | Общественная приемная |
Проект PR:
1. Средства массовой информации.
Цель: Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.
Задачи:
- Учить детей работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.
- Развивать у подростков желание и умение понимать чувства другого человека.
- Развивать у детей умение управлять собой: от выдвижения цели до достижения результата.
- Находить и помещать информацию в СМИ и сайты
Сроки | Основное содержание |
Сентябрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Октябрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Ноябрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Декабрь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Январь | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Февраль | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Март | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Апрель | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” Распространение листовок |
Май | Ежемесячный выпуск газеты: “Свобода слова” |
Спонсоры и партнеры.
Цель: Создать условия для самореализации подростков, наладить различного рода взаимодействия и воплощать в жизнь свои инициативы
Задачи:
- Определение ресурсов необходимых для проекта
- Способствовать социализации личности подростка, формировать коммуникативную компетентность.
- Поиск различных источников привлечения средств
Сроки | Сентябрь | Ноябрь | Январь | Март | Май |
Основное содержание | Фандрайзинг
Определение взаимодействия с партнерами организации |
Фандрайзинг
Поиск новых партнеров |
Фандрайзинг Поиск новых партнеров |
Фандрайзинг Поиск новых партнеров |
Фандрайзинг Поиск новых партнеров |
Приложение. Фотоматериалы.