Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию. Пресловутые отметки – это негативные моменты в обучении. Новые формы оценивания учащихся способствуют гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
С введением новых стандартов в начальном образовании, встаёт вопрос о системе оценивания знаний учащихся.
Современные школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема в школе, это тревога детей по поводу контроля, боязнь необъективной отметки учителя и неадекватной реакции на неё одноклассников и родителей.
Анализ новых подходов к отметке выявил возможность гумманизировать этот процесс, сделать его радостным и желанным для ученика.
В нашем Центре образования была введена новая безотметочная система оценивания учащихся во 2-х классах.
Безотметочное обучение требует контроля усвоения знаний учащимися. Для осуществления контроля были разработаны оценочные листы для 2-го класса по следующим предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Оценочные листы были разработаны в соответствии с образовательной программой «Школа России». В основу критериальной базы легли умения и навыки, опирающиеся, на знания учащихся. Ребёнок должен уметь применять на практике полученные знания.
В конце каждого триместра каждый учащийся получает комплект оценочных листов по предметам, заполненных учителем. Каждый предмет в оценочном листе разделён на несколько позиций, которые соответствуют прохождению учебной программы за определённый промежуток времени. Результат обученности ребёнка, учитель отмечает в определённой графе условным знаком (+, ٧ ).
В отличие от отметки, оценочный лист даёт более информативную и объективную оценку результатов учебной деятельности школьника.
Оценочные листы разработаны по программе «Школа России».
Образцы оценочных листов см. в Приложении 1.