Тема урока: «Числа от 1 до 1000. Приёмы устных вычислений».
Цели урока:
Образовательные:
- овладение приёмами устных вычислений в пределах 1000,
- закрепление навыков решения уравнений,
- совершенствование вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100.
Воспитательные:
- воспитание доброты, взаимопомощи, чувства коллективизма, умения сопереживать и радоваться успехам другого.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: презентация (Приложение 2), карточки с заданиями, перфокарты (Приложение 1).
Ход урока
I. Оргмомент.
– Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело – смелей прибавляйте,
Плохие дела – поскорей вычитайте!
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
II. Слово учителя – постановка целей и задач урока.
– Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие «Звёзды, в гости ждите нас!» (Слайд 1). Путешествуя по звёздным Галактикам, вы покажите, как овладели приёмами устных вычислений в пределах 1000, как умеете решать задачи и уравнения, логически мыслить; будете совершенствовать свои вычислительные навыки сложения, вычитания, деления и умножения чисел в пределах 100. Надо помнить, что вы – команда, а это значит, что ваш экипаж должен показать, как слажено, дружно вы умеете работать, вовремя помочь своему товарищу по экипажу, как вы умеете сопереживать и радоваться успехам другого.
Итак, я представляю вам капитанов, а они уже представят свои экипажи. (Слайд 2).
(Представление капитанов команд. Команды говорят свой девиз и приветствие соперникам)
III. Основная работа с учащимися.
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собрать в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас.
– А вот на чём мы отправимся в наше путешествие, вы узнаете, если правильно выполните «Разминку для ума». (Слайд 3)
На столе у каждого из вас лежат перфокарты. Я буду читать примеры, вы должны выполнить арифметические действия в уме и найти результат каждого примера на карточке, поставив точку в отверстие, находящееся справа от предполагаемого ответа. У вас на листке появится столько точек, сколько ответов вы должны получить.
Математический диктант.
- Из 50 вычесть 1.
- Число 560 уменьшить в 10 раз.
- 3 увеличить на 20.
- Найдите число, в котором 8десятков и 5 единиц.
- Число 10 увеличить в 10 раз.
- 11 умножьте на 6.
- Уменьшаемое 178, вычитаемое 100. Чему равна разность?
- Число 91 увеличить на 1.
- Первое слагаемое 14, второе – 17. Найдите сумму.
– Если вы вычислили все правильно, то соединив все точки по порядку, узнаете на чем же мы отправимся в путешествие. Чей экипаж готов отвечать?
(Должна получиться ракета)
Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»
И наши ракеты уж мчатся вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
– Для того чтобы наше путешествие было удачным, каждая команда выбрала капитана. Капитан должен быть не только физически сильным и очень выносливым, но и достаточно внимательным и сообразительным. К доске приглашаются капитаны команд (получают задания)
Конкурс капитанов – решение джиросианских задач.
– У нас на связи планета Джирос. (Слайд 4)
– Цифры на этой планете не такие, как у нас. Вот некоторые джиросианские цифры: Обратите внимание на их запись и на подсказку. (Слайд 5)
Капитаны команд разгадывают цифры самостоятельно. Если капитан затрудняется при выполнении задания – выручает команда.
– А теперь члены команды попробуют решить джиросианские задачи. Ответ записать арабскими цифрами.
Команды получают задания, совместно решают примеры и результаты отдают учителю.
Ждёт нас быстрая ракета (Слайд 6)
Для полёта на планеты.
Отправляемся на Марс –
Звёзды, в гости ждите нас!
Решение задачи. (Слайд 7)
– Первую остановку мы сделаем на планете Марс. Жители этой планеты очень любят решать задачи. Одну из них Ушастик предлагает вам. (Слайд 8)
Первый искусственный спутник Земли просуществовал в космосе 16 дней, второй на 58 дней больше, чем первый. А третий на 100 дней больше, чем второй. Сколько дней просуществовал в космосе третий спутник?
– Решаем задачу.
(Идёт обсуждение в группах. Дети вместе находят решение. Результаты сдают учителю.)
Физкультминутка. (Слайд 9)
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А теперь наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок.
Раз, два, три, четыре –
Руки – выше, плечи – шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Решение уравнений. (Слайд 10)
Следующая наша остановка – планета Носатиков. Они много знают о различных звездных галактиках, в том числе и о нашей Солнечной системе. Носатики приготовили вам вопросы-задания о планетах Солнечной системы. Это уравнения, но не простые – с секретом. Каждый член команды решает своё уравнение, ищет букву, которая соответствует цифре из ответа и уже вся команда составляет слово – название планеты, о которой идёт речь в задании.
Проверяем ответы:
(Слайд 11)
Эта планета бывает видна на небе невооружённым глазом как яркая звезда. Имеет плотную облачную атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа. (Венера)
- 31 × х = 93
- х × 9 = 54
- 115 – х =100
- 27 + х = 33
- 36 : х = 2
- х + 99 = 100
(Слайд 12)
Масса этой планеты превышает массу всех других планет, вместе взятых. Планета названа в честь главного римского бога, царя богов. (Юпитер)
- 64 : х = 2
- 170 : х =10
- 100 – х = 90
- 80 : х = 4
- х × 8 = 48
- 3 × х = 54
(Слайд 13)
24 августа 2006 года он был лишён статуса полноценной планеты Солнечной системы и причислен к т.н. «карликовым планетам». (Плутон)
- х : 17 = 68
- 39: х = 13
- 7 × х = 21
- 120 – х = 100
- 74 – х = 58
- 5 × х = 75
(Слайд 14)
Самая необычная по внешнему виду планета (её окружают яркие кольца). (Сатурн)
- х × 3 = 57
- 100 : х = 100
- х : 5 = 4
- 63 : х = 3
- 4 × х = 72
- 115 – х = 100
(Команды получают карточки с уравнениями и вместе решают. Ответы зачитываются перед всем классом)
IV. Итог урока, награждение. (Слайд 15)
Сегодня мы на уроке совершенствовали свои навыки в счете чисел в пределах 1000, решали уравнения и задачи, учились выполнять все задания сообща, помогая, и поддерживая друг друга.
Хотелось отметить дружную работу экипажа ….., а у экипажа ……. лучше всех получилось…..
По вашему настроению, мне кажется, что вы испытали радость от совместного труда, от полученного результата, от общения друг с другом. (Слайд 16)