Урок-путешествие "Звезды, в гости ждите нас!"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Числа от 1 до 1000. Приёмы устных вычислений».

Цели урока:

Образовательные:

  • овладение приёмами устных вычислений в пределах 1000,
  • закрепление навыков решения уравнений,
  • совершенствование вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100.

Воспитательные:

  • воспитание доброты, взаимопомощи, чувства коллективизма, умения сопереживать и радоваться успехам другого.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: презентация (Приложение 2), карточки с заданиями, перфокарты (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

– Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело – смелей прибавляйте,
Плохие дела – поскорей вычитайте!
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

II. Слово учителя – постановка целей и задач урока.

– Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие «Звёзды, в гости ждите нас!» (Слайд 1). Путешествуя по звёздным Галактикам, вы покажите, как овладели приёмами устных вычислений в пределах 1000, как умеете решать задачи и уравнения, логически мыслить; будете совершенствовать свои вычислительные навыки сложения, вычитания, деления и умножения чисел в пределах 100. Надо помнить, что вы – команда, а это значит, что ваш экипаж должен показать, как слажено, дружно вы умеете работать, вовремя помочь своему товарищу по экипажу, как вы умеете сопереживать и радоваться успехам другого.

Итак, я представляю вам капитанов, а они уже представят свои экипажи. (Слайд 2).

(Представление капитанов команд. Команды говорят свой девиз и приветствие соперникам)

III. Основная работа с учащимися.

Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собрать в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас.

– А вот на чём мы отправимся в наше путешествие, вы узнаете, если правильно выполните «Разминку для ума». (Слайд 3)

На столе у каждого из вас лежат перфокарты. Я буду читать примеры, вы должны выполнить арифметические действия в уме и найти результат каждого примера на карточке, поставив точку в отверстие, находящееся справа от предполагаемого ответа. У вас на листке появится столько точек, сколько ответов вы должны получить.

Математический диктант.

  • Из 50 вычесть 1.
  • Число 560 уменьшить в 10 раз.
  • 3 увеличить на 20.
  • Найдите число, в котором 8десятков и 5 единиц.
  • Число 10 увеличить в 10 раз.
  • 11 умножьте на 6.
  • Уменьшаемое 178, вычитаемое 100. Чему равна разность?
  • Число 91 увеличить на 1.
  • Первое слагаемое 14, второе – 17. Найдите сумму.

– Если вы вычислили все правильно, то соединив все точки по порядку, узнаете на чем же мы отправимся в путешествие. Чей экипаж готов отвечать?

(Должна получиться ракета)

Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»
И наши ракеты уж мчатся вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.

– Для того чтобы наше путешествие было удачным, каждая команда выбрала капитана. Капитан должен быть не только физически сильным и очень выносливым, но и достаточно внимательным и сообразительным. К доске приглашаются капитаны команд (получают задания)

Конкурс капитанов – решение джиросианских задач.

– У нас на связи планета Джирос. (Слайд 4)

– Цифры на этой планете не такие, как у нас. Вот некоторые джиросианские цифры: Обратите внимание на их запись и на подсказку. (Слайд 5)

Капитаны команд разгадывают цифры самостоятельно. Если капитан затрудняется при выполнении задания – выручает команда.

– А теперь члены команды попробуют решить джиросианские задачи. Ответ записать арабскими цифрами.

Команды получают задания, совместно решают примеры и результаты отдают учителю.

Ждёт нас быстрая ракета (Слайд 6)
Для полёта на планеты.
Отправляемся на Марс –
Звёзды, в гости ждите нас!

Решение задачи. (Слайд 7)

– Первую остановку мы сделаем на планете Марс. Жители этой планеты очень любят решать задачи. Одну из них Ушастик предлагает вам. (Слайд 8)

Первый искусственный спутник Земли просуществовал в космосе 16 дней, второй на 58 дней больше, чем первый. А третий на 100 дней больше, чем второй. Сколько дней просуществовал в космосе третий спутник?

– Решаем задачу.

(Идёт обсуждение в группах. Дети вместе находят решение. Результаты сдают учителю.)

Физкультминутка. (Слайд 9)

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А теперь наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок.
Раз, два, три, четыре –
Руки – выше, плечи – шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Решение уравнений. (Слайд 10)

Следующая наша остановка – планета Носатиков. Они много знают о различных звездных галактиках, в том числе и о нашей Солнечной системе. Носатики приготовили вам вопросы-задания о планетах Солнечной системы. Это уравнения, но не простые – с секретом. Каждый член команды решает своё уравнение, ищет букву, которая соответствует цифре из ответа и уже вся команда составляет слово – название планеты, о которой идёт речь в задании.

Проверяем ответы:

(Слайд 11)

Эта планета бывает видна на небе невооружённым глазом как яркая звезда. Имеет плотную облачную атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа. (Венера)

  • 31 × х = 93
  • х × 9 = 54
  • 115 – х =100
  • 27 + х = 33
  • 36 : х = 2
  • х + 99 = 100

(Слайд 12)

Масса этой планеты превышает массу всех других планет, вместе взятых. Планета названа в честь главного римского бога, царя богов. (Юпитер)

  • 64 : х = 2
  • 170 : х =10
  • 100 – х = 90
  • 80 : х = 4
  • х × 8 = 48
  • 3 × х = 54

(Слайд 13)

24 августа 2006 года он был лишён статуса полноценной планеты Солнечной системы и причислен к т.н. «карликовым планетам». (Плутон)

  • х : 17 = 68
  • 39: х = 13
  • 7 × х = 21
  • 120 – х = 100
  • 74 – х = 58
  • 5 × х = 75

(Слайд 14)

Самая необычная по внешнему виду планета (её окружают яркие кольца). (Сатурн)

  • х × 3 = 57
  • 100 : х = 100
  • х : 5 = 4
  • 63 : х = 3
  • 4 × х = 72
  • 115 – х = 100

(Команды получают карточки с уравнениями и вместе решают. Ответы зачитываются перед всем классом)

IV. Итог урока, награждение. (Слайд 15)

Сегодня мы на уроке совершенствовали свои навыки в счете чисел в пределах 1000, решали уравнения и задачи, учились выполнять все задания сообща, помогая, и поддерживая друг друга.

Хотелось отметить дружную работу экипажа ….., а у экипажа ……. лучше всех получилось…..

По вашему настроению, мне кажется, что вы испытали радость от совместного труда, от полученного результата, от общения друг с другом. (Слайд 16)