Задачи:
- Учебные.
- Выработать умения выделять корень в слове; проверять слова с безударной гласной е в корне.
- Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
- Совершенствовать формирование грамотной речи.
- Воспитательные.
- Воспитывать прилежание и аккуратность в работе.
- Работать над привитием культуры письменной речи.
- Здоровьесберегающие.
- Предупреждение близорукости и нарушения осанки учащихся.
- Развитие наблюдательности, памяти, воображения.
- Увеличение двигательной активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц.
План занятия:
- Вводная гимнастика. Разминка для организации.
- Чтение учителем письма от Деда Мороза.
- Работа в тетради. Упражнение в красивописании.
- Повторение изученного. Составление слова из группы букв с дополнительным заданием по вариантам.
- Введение в тему урока. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной е в корне.
- Физминутка. Тренинг «бегающие огоньки».
- Работа по теме урока.
- Упражнение «Достань рукой на расстоянии».
- Упражнение «Составь предложение связно». (Сенсорный крест).
- Работа по группам. Упражнение на внимание.
- Задание на дом.
- Восстановительное упражнение.
- Рефлексия своего состояния.
- Итог урока.
Ход занятия
Содержание урока |
Здоровьесберегающее сопровождение |
|
Вводная гимнастика. Проводится стоя с целью подготовить класс к уроку. Выполняются упражнения, сопровождаемые стихами.
Раз-два выше голова, |
Чтение учителем письма от Деда мороза. – К нам в класс пришло письмо от Деда Мороза, прочитаем его: «Дорогие ученики! Знаю, что вы даёте открытый урок по русскому языку. Желая вам удачи, отлично потрудится, получить новые знания, а главное – крепкого здоровья! Даю задание: соберите мои снежки! Ваш Дед Мороз». Учитель раздаёт снежки. – Дети, вы постараетесь? |
|
Работа в тетради. Упражнение в красивописании. – Подпишите число и классная работа: 1 строка. – В красивописании сегодня наша героиня – строчная буква ё. Напишите 3 группы по 5 букв. – Сколько всего букв? (15). – На что они похожи? (На гусениц, на забор…) 2 строка. – Запишите поговорку: Ос…нь с пл…дами, з…ма со сн…гами. Один ученик комментирует с места. |
Учитель напоминает о правильной посадке, о положении спины, уровня глаз от тетради, положение тетради (угол наклона, рабочая страница посередине груди). 1 строка. Развитие воображения. 2 строка. Развитие ближнего и дальнего зрения. Учитель носит держалочку с плакатом в ней по классу: влево – вправо, между рядов. Дети читают с листа, записывают в тетрадь. |
Повторение изученного. Составление слова из группы букв с дополнительным заданием по вариантам. Задание. Составить слова из букв, подобрать 3 родственных слова с безударной гласной по картинке «Зима», используя приставки и суффиксы. Первый вариант для девочек (1 ученик у доски): на наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Г С Е Н (снег) Второй вариант для мальчиков (1 ученик у доски): наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Р К О М (корм). Ученики у доски работают самостоятельно, остальные дети подбирают свои примеры родственных слов. Проверка: 1. Снег – снежный, заснежило, снежинки. (оценка) 2. Корм – кормушка, подкормка, кормовая. (оценка) |
Для девочек учитель ставит наборное полотно голубого цвета – антисептического, который снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает пульс. Для мальчиков учитель ставит наборное полотно оранжевого цвета, который является бударажующим, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, активизирует все функции организма. |
Введение в тему урока. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной «е» в корне. – Прочитайте название темы урока. – На картинках изображены ежи и ёжик. – Какое слово проверяемое, а какое проверочное? – Значит, безударная гласная е проверяется ударной ё. |
|
Физминутка. |
Активизация рабочей деятельности. Тренинг «Бегающие огоньки» Дети выполняют стоя под счёт учителя 1-2-3-4 в разном порядке, дотрагиваясь на расстоянии носом до картинки, скрещивая руки за спиной. Картинки помещены высоко в четырёх углах класса. |
Работа по теме урока. 1 задание: подбор проверочных слов (устно). Учитель вывешивает плакат – гармошку со словами, в которых пропущена буква е. – У вас на партах лежат снежки от Деда Мороза. Вы должны их собрать в чемоданчик. Каждый из вас подходит к доске, читает своё слово по порядку, подбирает проверочное слово и если вы ответили правильно, то кладёте снежок в чемоданчик. В…дро, вес…ло, в…сло, в…сна, гн…здо, ж…лтеть, зв…зда, з…рно, кл…новый, леб…дь, л…дяная, л…тать, м…длвый, н…сли, оз…ро, пч…ла, с…стра, ст…кло, т…мнота, т…пло, ч…рнеть. – Какую закономерность в этом порядке слов вы заметили? (Все слова расположены в алфавитном порядке). 2 задание: работа в тетради. – Записать из предыдущего задания те слова, возле которых стоит зелёный кружок и написать проверочное слово. |
Увеличение двигательной активности. Дети ходят от своего места к доске. |
Упражнение «Достань рукой на расстоянии». Письмо по памяти. 1 задание: найдите картинку названного словосочетания в классе и покажите рукой на расстоянии. Учитель называет словосочетания.
2 задание: вспомните все картинки и запишите словосочетания по памяти. Проверка: 1 ученик. |
Смена динамической позы. Дети показывают рукой нужную картинку, поворачиваясь в разные стороны. Позитивное влияние цвета на глаза. Развитие наблюдательности. Повторная смена динамической позы. Учитель следит за осанкой. Развитие памяти, внимания. |
Упражнение «Составь предложение связно». 1 задание: составим предложение из слов, которые написаны на картинках «шишки». Учитель вызывает шесть учеников к сенсорному кресту. Ученики между собой советуются и выстраиваются в порядке слов в предложении. (На небе горит яркая ночная звезда). 2 задание: работа в тетради. Запишем это предложение. Выделим главные члены предложения и укажем части речи. |
Активизация рабочей деятельности. Дети ходят от своего места к сенсорному кресту, подтягиваются к нему на носочках и берут понравившуюся карточку. Развитие связной речи. |
Упражнение на внимание. Работа по группам. 1 задание: у каждой группы лежат папки с листами. Найдите из данных слов одно с безударной гласной е, проверяемой буквой ё и прикрепите на доску. Первая группа: насл…дить, взл…тал, д…журный. Вторая группа: з…ленный, ч…рнявый, г…рой. Третья группа: з…мля, (над) оз…ром, сев…р. Четвёртая группа: леб…дь, з…мляника, с…мья. Проверка: Взлетал, чернявый, над озером, лебедь. Все дети возвращаются на места. 2 задание: 1 ученик составляет предложение и комментирует его. Над озером взлетал чернявый лебедь. |
Увеличение двигательной активности. Развитие памяти и внимания, умения владеть собой в работе одной команды.
Развитие связной речи. |
Задание на дом. |
|
|
Упражнение на восстановление. Дети выходят из-за парт. Делают дыхательное упражнение. Глубокий вдох через нос, наклон – выдох через рот. |
|
Рефлексия своего состояния. – А теперь покажите своё настроение от урока. Положите цветной квадрат в «Стаканчик настроения». – блестящее настроение (оранжевый) – хорошее настроение (жёлтый) – плохое настроение (фиолетовый) |
Итог урока. – Все молодцы, хорошо работали, выполнили все задания Деда Мороза. Урок окончен! Желаю всем крепкого здоровья! |
|