Слова с безударной гласной Е, проверяемой буквой Ё. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  1. Учебные.
    • Выработать умения выделять корень в слове; проверять слова с безударной гласной е в корне.
    • Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
    • Совершенствовать формирование грамотной речи.
  2. Воспитательные.
    • Воспитывать прилежание и аккуратность в работе.
    • Работать над привитием культуры письменной речи.
  3. Здоровьесберегающие.
    • Предупреждение близорукости и нарушения осанки учащихся.
    • Развитие наблюдательности, памяти, воображения.
    • Увеличение двигательной активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц.

План занятия:

  1. Вводная гимнастика. Разминка для организации.
  2. Чтение учителем письма от Деда Мороза.
  3. Работа в тетради. Упражнение в красивописании.
  4. Повторение изученного. Составление слова из группы букв с дополнительным заданием по вариантам.
  5. Введение в тему урока. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной е в корне.
  6. Физминутка. Тренинг «бегающие огоньки».
  7. Работа по теме урока.
  8. Упражнение «Достань рукой на расстоянии».
  9. Упражнение «Составь предложение связно». (Сенсорный крест).
  10. Работа по группам. Упражнение на внимание.
  11. Задание на дом.
  12. Восстановительное упражнение.
  13. Рефлексия своего состояния.
  14. Итог урока.

Ход занятия

Содержание урока

Здоровьесберегающее сопровождение

 

Вводная гимнастика.

Проводится стоя с целью подготовить класс к уроку. Выполняются упражнения, сопровождаемые стихами.

Раз-два выше голова,
Три-четыре руки шире,
Пять-шесть тихо сесть,
Семь-восемь лень отбросим.

Чтение учителем письма от Деда мороза.

– К нам в класс пришло письмо от Деда Мороза, прочитаем его:

«Дорогие ученики! Знаю, что вы даёте открытый урок по русскому языку. Желая вам удачи, отлично потрудится, получить новые знания, а главное – крепкого здоровья! Даю задание: соберите мои снежки! Ваш Дед Мороз».

Учитель раздаёт снежки.

– Дети, вы постараетесь?

 

Работа в тетради. Упражнение в красивописании.

– Подпишите число и классная работа:

1 строка.

– В красивописании сегодня наша героиня – строчная буква ё. Напишите 3 группы по 5 букв.

– Сколько всего букв? (15).

– На что они похожи? (На гусениц, на забор…)

2 строка.

– Запишите поговорку:

Ос…нь с пл…дами, з…ма со сн…гами.

Один ученик комментирует с места.

Учитель напоминает о правильной посадке, о положении спины, уровня глаз от тетради, положение тетради (угол наклона, рабочая страница посередине груди).

1 строка. Развитие воображения.

2 строка. Развитие ближнего и дальнего зрения.

Учитель носит держалочку с плакатом в ней по классу: влево – вправо, между рядов. Дети читают с листа, записывают в тетрадь.

Повторение изученного. Составление слова из группы букв с дополнительным заданием по вариантам.

Задание. Составить слова из букв, подобрать 3 родственных слова с безударной гласной по картинке «Зима», используя приставки и суффиксы.

Первый вариант для девочек (1 ученик у доски):

на наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Г С Е Н (снег)

Второй вариант для мальчиков (1 ученик у доски): наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Р К О М (корм).

Ученики у доски работают самостоятельно, остальные дети подбирают свои примеры родственных слов.

Проверка:

1. Снег – снежный, заснежило, снежинки. (оценка)

2. Корм – кормушка, подкормка, кормовая. (оценка)

Для девочек учитель ставит наборное полотно голубого цвета – антисептического, который снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает пульс.

Для мальчиков учитель ставит наборное  полотно оранжевого цвета, который является бударажующим, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, активизирует все функции организма.

Введение в тему урока. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной «е» в корне.

– Прочитайте название темы урока.

– На картинках изображены ежи и ёжик.

– Какое слово проверяемое, а какое проверочное?

– Значит, безударная гласная е проверяется ударной ё.

 

Физминутка.

Активизация рабочей деятельности.

Тренинг «Бегающие огоньки»

Дети выполняют стоя под счёт учителя 1-2-3-4 в разном порядке, дотрагиваясь на расстоянии носом до картинки, скрещивая руки за спиной. Картинки помещены высоко в четырёх углах класса.

Работа по теме урока.

1 задание: подбор проверочных слов (устно).

Учитель вывешивает плакат – гармошку со словами, в которых пропущена буква е.

– У вас на партах лежат снежки от Деда Мороза. Вы должны их собрать в чемоданчик. Каждый из вас подходит к доске, читает своё слово по порядку, подбирает проверочное слово и если вы ответили правильно, то кладёте снежок в чемоданчик.

В…дро, вес…ло, в…сло, в…сна, гн…здо, ж…лтеть, зв…зда, з…рно, кл…новый, леб…дь, л…дяная, л…тать, м…длвый, н…сли, оз…ро, пч…ла, с…стра, ст…кло, т…мнота, т…пло, ч…рнеть.

– Какую закономерность в этом порядке слов вы заметили? (Все слова расположены в алфавитном порядке).

2 задание: работа в тетради.

– Записать из предыдущего задания те слова, возле которых стоит зелёный кружок и написать проверочное слово.

Увеличение двигательной активности. Дети ходят от своего места к доске.

Упражнение «Достань рукой на расстоянии». Письмо по памяти.

1 задание: найдите картинку названного словосочетания в классе и покажите рукой на расстоянии.

Учитель называет словосочетания.

  1. Ночная звезда.
  2. Кленовый лист.
  3. Птичье гнездо.
  4. Белая лебедь.
  5. Ледяная избушка.
  6. Пчелиная пасека.
  7. Морозное стекло.

2 задание: вспомните все картинки и запишите словосочетания по памяти.

Проверка: 1 ученик.

Смена динамической позы. Дети показывают рукой нужную картинку, поворачиваясь в разные стороны.

рис.1

Позитивное влияние цвета на глаза.

Развитие наблюдательности. Повторная смена динамической позы. Учитель следит за осанкой. Развитие памяти, внимания.

Упражнение «Составь предложение связно».

1 задание: составим предложение из слов, которые написаны на картинках «шишки».

Учитель вызывает шесть учеников к сенсорному кресту. Ученики между собой советуются и выстраиваются в порядке слов в предложении.

(На небе горит яркая ночная звезда).

2 задание: работа в тетради.

Запишем это предложение. Выделим главные члены предложения и укажем части речи.

Активизация рабочей деятельности.

Дети ходят от своего места к сенсорному кресту, подтягиваются к нему на носочках и берут понравившуюся карточку.

Развитие связной речи.

Упражнение на внимание. Работа по группам.

1 задание: у каждой группы лежат папки с листами. Найдите из данных слов одно с безударной гласной е, проверяемой буквой ё и прикрепите на доску.

Первая группа: насл…дить, взл…тал, д…журный.

Вторая группа: з…ленный, ч…рнявый, г…рой.

Третья группа: з…мля, (над) оз…ром, сев…р.

Четвёртая группа: леб…дь, з…мляника, с…мья.

Проверка:

Взлетал, чернявый, над озером, лебедь.

Все дети возвращаются на места.

2 задание: 1 ученик составляет предложение и комментирует его.

Над озером взлетал чернявый лебедь.

Увеличение двигательной активности. Развитие памяти и внимания, умения владеть собой в работе одной команды.

 

 

 

 

 

Развитие связной речи.

Задание на дом.

 

 

Упражнение на восстановление.

Дети выходят из-за парт. Делают дыхательное упражнение. Глубокий вдох через нос, наклон – выдох через рот.

 

Рефлексия своего состояния.

– А теперь покажите своё настроение от урока. Положите цветной квадрат в «Стаканчик настроения».

рис.2– блестящее настроение (оранжевый)

рис.3 – хорошее настроение (жёлтый)

рис.4 – плохое настроение (фиолетовый)

Итог урока.

– Все молодцы, хорошо работали, выполнили все задания Деда Мороза.

Урок окончен! Желаю всем крепкого здоровья!