Цели:
- Ввести понятие дисперсии света и закрепить основные законы геометрической оптики.
- Развить умения обобщать, вступать в речевое общение, выражать результаты своей деятельности в письменном виде, внимательность, навыки работы с физическим оборудованием.
- Воспитать аккуратность, самостоятельность, волю и настойчивость для достижения конечного результата при выполнении лабораторной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, миллиметровая бумага, прозрачная пластина со скошенными гранями, пластиковый коврик, иголки.
План урока:
- Орг.момент.
- Повторение домашнего задания.
- Фронтальная лабораторная работа.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Итог урока.
Ход урока
1. Орг. Момент
Проверка готовности учащихся.
2. Повторение домашнего задания
Для изучения новой темы нам необходимо повторить изученный материал.
В работе используется презентация (Приложение 1).
Краткий фронтальный опрос учащихся:
- вспомните законы отражение света? (слайд 1)
- вспомните законы преломления света? (слайд 2)
3. Фронтальная лабораторная работа (слайд 3-4)
Тема: Измерение показателя преломления вещества
Цель работы: научиться измерять показатель преломления вещества при помощи призмы.
Оборудование: миллиметровая бумага, прозрачная пластина со скошенными гранями, пластиковый коврик, иголочки.
Ход работы
- Очертите остро отточенным карандашом на листе бумаги контур основания пластины.
- С помощью иголок указать падающий луч и луч преломленный, провести перпендикуляр.
- Указать угол падения и угол преломления.
- Измерить эти углы с помощью транспортира.
- Вычислить показатель преломления вещества, из которого сделана прозрачная пластина.
4. Изучение нового материала
Закон преломления, который мы сейчас с вами использовали при выполнении опыта, рассматривается в очень интересном и необычном явлении, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Это явления называется дисперсией света. Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем изучать следующую тему «Разложение света на цвета» (слайд 5)
На данном уроке мы с вами познакомимся с понятием дисперсия, а в дальнейшем будем изучать это явление подробнее.
Сейчас посмотрим опыт на преломление света через призму, которое было открыто И. Ньютоном. (слайд 6)
Видео «Разложение белого света с помощью призмы» (Приложение 2).
– Итак, что же сделал Ньютон?
– Что же такое дисперсия света?
(учащиеся высказывают мнение по поводу дисперсии света)
Дисперсия – зависимость показателя преломления от частоты колебаний.
– Как понять это явление? (слайд 8-11)
Свет различного цвета характеризуется различными показателями преломления света в данном веществе.
Есть простые цвета, не разлагающиеся при прохождении через призму (например, красный цвет) и сложные, представляющие совокупность простых, имеющих разные показатели преломления (белый солнечный свет). Но это не нужно понимать слишком буквально: белый или вообще сложный свет, разлагаемый призмой, есть нечто целое. Разложение белого света призмой – есть результат действия прибора на свет, но не доказывает, что он – смесь простых цветов.
Наш глаз – для анализа света. При помощи глаза мы получаем знание обо всем многообразии цветов в окружающем мире. Свет проходит через тела, частично преломляясь, частично поглощаясь ими и частично отражаясь от их поверхности. Спектральный состав цвета, дошедший до нашего глаза, значительно изменен и различен.
(Учащиеся слушают учителя)
Тела (вещества), у которых поглощение велико – черные, непрозрачные; у которых велико отражение – белые; у которых велико пропускание (преломление) – прозрачные. (слайд 12)
(Учащиеся записывают в тетради материал, данный на экране)
А теперь давайте рассмотрим “цвет” с точки зрения предмета “Технология”. (слайд 13)
Вы увидели, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета похожи один на другой. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. (слайд 14)
Цветовой круг обычно делится на две части: теплую и холодную.
Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый и все другие, которые содержат эти цвета.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые.
Из основных цветов мы можем получить составные цвета. (слайд 15-18)
Примеры дисперсии света (слайд 19-20)
(Учащиеся рассматривают дисперсию света на примерах)
– Ребята, как можно запомнить расположение цветов? (слайд 21)
5. Обобщение и систематизация знаний
Вернемся к теме урока и ответим на вопросы:
– Какое применение своих знаний вы видите в жизни?
– Где используют это явление?
6. Итог урока
Учащимся предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.
- Мне все понравилось____________
- Мне ничего не понравилось______
- Мне ничего не понятно__________
- Мне было интересно____________
- Мне было скучно_______________
- Мне было легко________________
- Мне было трудно_______________
- Я узнал много нового____________
- Я не узнал ничего нового_________
Домашнее задание: повторить законы отражения и преломления света, подготовиться к самостоятельной работе.