Разложение белого света на цвета. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели:

  • Ввести понятие дисперсии света и закрепить основные законы геометрической оптики.
  • Развить умения обобщать, вступать в речевое общение, выражать результаты своей деятельности в письменном виде, внимательность, навыки работы с физическим оборудованием.
  • Воспитать аккуратность, самостоятельность, волю и настойчивость для достижения конечного результата при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, экран, миллиметровая бумага, прозрачная пластина со скошенными гранями, пластиковый коврик, иголки.

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Повторение домашнего задания.
  3. Фронтальная лабораторная работа.
  4. Изучение нового материала.
  5. Обобщение и систематизация знаний.
  6. Итог урока.

Ход урока

1. Орг. Момент

Проверка готовности учащихся.

2. Повторение домашнего задания

Для изучения новой темы нам необходимо повторить изученный материал.

В работе используется презентация (Приложение 1).

Краткий фронтальный опрос учащихся:

  • вспомните законы отражение света? (слайд 1)
  • вспомните законы преломления света? (слайд 2)

3. Фронтальная лабораторная работа (слайд 3-4)

Тема: Измерение показателя преломления вещества

Цель работы: научиться измерять показатель преломления вещества при помощи призмы.

Оборудование: миллиметровая бумага, прозрачная пластина со скошенными гранями, пластиковый коврик, иголочки.

Ход работы

  1. Очертите остро отточенным карандашом на листе бумаги контур основания пластины.
  2. С помощью иголок указать падающий луч и луч преломленный, провести перпендикуляр.
  3. Указать угол падения и угол преломления.
  4. Измерить эти углы с помощью транспортира.
  5. Вычислить показатель преломления вещества, из которого сделана прозрачная пластина.

4. Изучение нового материала

Закон преломления, который мы сейчас с вами использовали при выполнении опыта, рассматривается в очень интересном и необычном явлении, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Это явления называется дисперсией света. Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем изучать следующую тему «Разложение света на цвета» (слайд 5)

На данном уроке мы с вами познакомимся с понятием дисперсия, а в дальнейшем будем изучать это явление подробнее.

Сейчас посмотрим опыт на преломление света через призму, которое было открыто И. Ньютоном. (слайд 6)

Видео «Разложение белого света с помощью призмы» (Приложение 2).

– Итак, что же сделал Ньютон?

– Что же такое дисперсия света?

(учащиеся высказывают мнение по поводу дисперсии света)

Дисперсия – зависимость показателя преломления от частоты колебаний.

– Как понять это явление? (слайд 8-11)

Свет различного цвета характеризуется различными показателями преломления света в данном веществе.

Есть простые цвета, не разлагающиеся при прохождении через призму (например, красный цвет) и сложные, представляющие совокупность простых, имеющих разные показатели преломления (белый солнечный свет). Но это не нужно понимать слишком буквально: белый или вообще сложный свет, разлагаемый призмой, есть нечто целое. Разложение белого света призмой – есть результат действия прибора на свет, но не доказывает, что он – смесь простых цветов.

Наш глаз – для анализа света. При помощи глаза мы получаем знание обо всем многообразии цветов в окружающем мире. Свет проходит через тела, частично преломляясь, частично поглощаясь ими и частично отражаясь от их поверхности. Спектральный состав цвета, дошедший до нашего глаза, значительно изменен и различен.

(Учащиеся слушают учителя)

Тела (вещества), у которых поглощение велико – черные, непрозрачные; у которых велико отражение – белые; у которых велико пропускание (преломление) – прозрачные. (слайд 12)

(Учащиеся записывают в тетради  материал,  данный на экране)

А теперь давайте рассмотрим “цвет” с точки зрения предмета “Технология”. (слайд 13)

Вы увидели, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета похожи один на другой. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. (слайд 14)

Цветовой круг обычно делится на две части: теплую и холодную.

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый и все другие, которые содержат эти цвета.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые.

Из основных цветов мы можем получить составные цвета. (слайд 15-18)

Примеры дисперсии света (слайд 19-20)

(Учащиеся рассматривают дисперсию света на примерах)

– Ребята, как можно запомнить расположение цветов? (слайд 21)

5. Обобщение и систематизация знаний

Вернемся к теме урока и ответим на вопросы:

– Какое применение своих знаний вы видите в жизни?  

– Где используют это явление?

6. Итог урока

Учащимся предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

  1. Мне все понравилось____________
  2. Мне ничего не понравилось______
  3. Мне ничего не понятно__________
  4. Мне было интересно____________
  5. Мне было скучно_______________
  6. Мне было легко________________
  7. Мне было трудно_______________
  8. Я узнал много нового____________
  9. Я не узнал ничего нового_________

Домашнее задание: повторить законы отражения и преломления света, подготовиться к самостоятельной работе.