Урок математики "Приемы письменного умножения в пределах 1000". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: 

  • Познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд, научить правильно оформлять запись таких примеров.
  • Совершенствовать умение решать задачи,  закреплять знания разрядов чисел в пределах 1000, развивать познавательную активность и математическую речь, умение рассуждать.
  • Воспитывать интерес к математике. 

Ход урока

I этап. Организационный момент. (Слайд 1) (Приложение 1)

– Сели удобно, начинаем работать.

Пусть новый урок принесет только хорошее!

II этап. Проверка домашнего задания.

– Пройди лабиринты. Постарайся найти несколько способов. Произведение трёх чисел в воротах равно 64. (Слайд 2)

III этап. Актуализация знаний.

1) Многовариантный тест на выбор правильного ответа.

(Фронтальная устная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух).

(Используется электронное приложение по математике для 3, 4 классов. Издательство «Планета», Москва.)

1. Как записать число шестьсот восемьдесят два?

А) 682;

Б) 268;

В) 862

2. Как записать число двести семь?

А) 270;

Б) 207;

В) 702

3. Как прочитать число 430?

А) сорок три;

Б) четыреста три;

В) четыреста тридцать

4. Как записать число, в котором 37 десятков?

А) 37;

Б) 307;

В) 370

5. Сколько сотен в числе 574?

А) 57;

Б) 7;

В) 5

6. Выбери число, в котором 8 сотен и 3 десятка.

А) 803;

Б)  838;

В) 138

7. Представь число 705 суммой разрядных слагаемых.

А) 7 с.+5 д.;

Б) 5 с.+7 ед.;

В) 7 с.+5 ед.

Самоконтроль( по щелчку мыши или указке).

2) Устный счёт.

– Найди лишнее выражение, остальные – вычисли. (Слайд 3)

12 * 6                 14 * 7

17 * 5                 23 * 2

32 * 3                 423 * 2

(Взаимопроверка: поставьте рядом  с верным ответом «+»,  если ошибка – «-»). (Слайд 4)

IV этап. Работа над новой темой.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Что объединяет эти выражения? (23 * 2 и 423 * 2 ) (Слайд 5)

– Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чём трудность?

2. Выход из проблемной ситуации.

– Определите тему нашего урока. (Слайд 5)

Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.

– Поставьте цель. (Слайд 5)

Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.

– Объясните, как будете вычислять? (Ученики могут предложить 2 способа решения.) (Слайд 6)

1) 23 * 2= (20+3) *2=20 * 2 + 3 * 2=40 + 6= 46

423 * 2=(400+ 20+3) * 2=400 * 2+ 20 * 2 + 3 * 2=800+40 + 6=846

2)  Решение столбиком. (Слайд 7)

– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй – столбиком, запись короче)

3. Проверим себя. Прочитайте по учебнику, на стр. 74.

– Какой вывод сделаем? (Мы рассуждали верно.) Основываясь на ранее полученные знания, умножение двузначного числа на однозначное, мы объяснили новую тему.

– Знаете ли вы алгоритм умножения? (Слайд 7)

  1. Пишу…
  2. Умножаю единицы…
  3. Умножаю десятки…
  4. Умножаю сотни…
  5. Читаю ответ…

V этап. Закрепление изученного. (Работа по учебнику с записью на интерактивной доске и устным объяснением 3-х примеров, 2-х самостоятельно.) (Слайд 8)

VI этап. Физкультминутка электронная. (Слайд 9–16)

(Используется диск «Уроки математики 1–4  классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус»)

VII этап. Повторение пройденного. (Слайд 17)

1. №3, с.74.

Прочитайте задачу.

– Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертёж )

– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

– Почему?

– Что необходимо узнать? (Составим план решения задачи)

Решение записываем по действиям.

– Сравним ответы. Какой вывод сделаем? (Плёнки хватит.)

2. Работа в парах. (Слайд 18)

х : 2 = 243                   х : 3 = 133

х : 2 = 141                   х : 2 =  342

– Оцени свою работу. («+», «-»)

3. Самостоятельная работа. (№ 4, с. 74) с последующей самопроверкой по эталону.

(Слайд 19)

75 : 15 – 5= 0                   72 : 9 + 2 = 10

48 – 48 : 6 = 40                64 + 17 * 2 = 98

36 : 6 : 6 = 1                     56 – 9 * 6 = 2

– Оцени свою работу. («+», «-»)

– Тестовая работа в тетрадях на печатной основе (С.И. Волкова «Математика. Проверочные работы. 3 класс») для сильных учащихся.

VIII этап. Рефлексия. Итог урока. (Слайд 20 «Оцените себя» – лист самооценки у каждого ученика)

– Чему новому вы научились на уроке?

– Кто хочет поделиться своими впечатлениями о работе в парах?

– А может быть было кому-то трудно?

– Что вам больше всего понравилось?

IX этап. Домашнее задание. (Слайд 21)

с. 74, №2 (1, 3 столбик 1 в.)

(2, 4 столбик 2 в.), задачи на смекалку.

Литература для учителя:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика».Учебник для 3 класса начальной школы. 2 часть. М.: «Просвещение», 2010 г.
  2. Л.Ю. Самсонова «Устный счёт».Сборник упражнений: к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. В 2 частях. 3 класс». М.: «Экзамен», 2010 г.
  3. О.А. Мокрушина Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой, С.И. Волковой. 3 класс. М.: «ВАКО», 2010 г.
  4. Н.Л. Галеева и др. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной  школе». Методическое пособие для учителя / Н.Л.Галеева и др./ – М.: «5 за знания», 2008 г.

Литература для учащихся:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика». Учебник для 3 класса начальной школы. 2 часть. М.: «Просвещение», 2010 г.
  2. С.И. Волкова «Математика. Проверочные работы. 3 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.