Цели:
- Познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд, научить правильно оформлять запись таких примеров.
- Совершенствовать умение решать задачи, закреплять знания разрядов чисел в пределах 1000, развивать познавательную активность и математическую речь, умение рассуждать.
- Воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I этап. Организационный момент. (Слайд 1) (Приложение 1)
– Сели удобно, начинаем работать.
Пусть новый урок принесет только хорошее!
II этап. Проверка домашнего задания.
– Пройди лабиринты. Постарайся найти несколько способов. Произведение трёх чисел в воротах равно 64. (Слайд 2)
III этап. Актуализация знаний.
1) Многовариантный тест на выбор правильного ответа.
(Фронтальная устная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух).
(Используется электронное приложение по математике для 3, 4 классов. Издательство «Планета», Москва.)
1. Как записать число шестьсот восемьдесят два?
А) 682;
Б) 268;
В) 862
2. Как записать число двести семь?
А) 270;
Б) 207;
В) 702
3. Как прочитать число 430?
А) сорок три;
Б) четыреста три;
В) четыреста тридцать
4. Как записать число, в котором 37 десятков?
А) 37;
Б) 307;
В) 370
5. Сколько сотен в числе 574?
А) 57;
Б) 7;
В) 5
6. Выбери число, в котором 8 сотен и 3 десятка.
А) 803;
Б) 838;
В) 138
7. Представь число 705 суммой разрядных слагаемых.
А) 7 с.+5 д.;
Б) 5 с.+7 ед.;
В) 7 с.+5 ед.
Самоконтроль( по щелчку мыши или указке).
2) Устный счёт.
– Найди лишнее выражение, остальные – вычисли. (Слайд 3)
12 * 6 14 * 7
17 * 5 23 * 2
32 * 3 423 * 2
(Взаимопроверка: поставьте рядом с верным ответом «+», если ошибка – «-»). (Слайд 4)
IV этап. Работа над новой темой.
1. Постановка проблемного вопроса.
– Что объединяет эти выражения? (23 * 2 и 423 * 2 ) (Слайд 5)
– Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чём трудность?
2. Выход из проблемной ситуации.
– Определите тему нашего урока. (Слайд 5)
Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.
– Поставьте цель. (Слайд 5)
Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.
– Объясните, как будете вычислять? (Ученики могут предложить 2 способа решения.) (Слайд 6)
1) 23 * 2= (20+3) *2=20 * 2 + 3 * 2=40 + 6= 46
423 * 2=(400+ 20+3) * 2=400 * 2+ 20 * 2 + 3 * 2=800+40 + 6=846
2) Решение столбиком. (Слайд 7)
– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй – столбиком, запись короче)
3. Проверим себя. Прочитайте по учебнику, на стр. 74.
– Какой вывод сделаем? (Мы рассуждали верно.) Основываясь на ранее полученные знания, умножение двузначного числа на однозначное, мы объяснили новую тему.
– Знаете ли вы алгоритм умножения? (Слайд 7)
- Пишу…
- Умножаю единицы…
- Умножаю десятки…
- Умножаю сотни…
- Читаю ответ…
V этап. Закрепление изученного. (Работа по учебнику с записью на интерактивной доске и устным объяснением 3-х примеров, 2-х самостоятельно.) (Слайд 8)
VI этап. Физкультминутка электронная. (Слайд 9–16)
(Используется диск «Уроки математики 1–4 классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус»)
VII этап. Повторение пройденного. (Слайд 17)
1. №3, с.74.
Прочитайте задачу.
– Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертёж )
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Что необходимо узнать? (Составим план решения задачи)
Решение записываем по действиям.
– Сравним ответы. Какой вывод сделаем? (Плёнки хватит.)
2. Работа в парах. (Слайд 18)
х : 2 = 243 х : 3 = 133
х : 2 = 141 х : 2 = 342
– Оцени свою работу. («+», «-»)
3. Самостоятельная работа. (№ 4, с. 74) с последующей самопроверкой по эталону.
(Слайд 19)
75 : 15 – 5= 0 72 : 9 + 2 = 10
48 – 48 : 6 = 40 64 + 17 * 2 = 98
36 : 6 : 6 = 1 56 – 9 * 6 = 2
– Оцени свою работу. («+», «-»)
– Тестовая работа в тетрадях на печатной основе (С.И. Волкова «Математика. Проверочные работы. 3 класс») для сильных учащихся.
VIII этап. Рефлексия. Итог урока. (Слайд 20 «Оцените себя» – лист самооценки у каждого ученика)
– Чему новому вы научились на уроке?
– Кто хочет поделиться своими впечатлениями о работе в парах?
– А может быть было кому-то трудно?
– Что вам больше всего понравилось?
IX этап. Домашнее задание. (Слайд 21)
с. 74, №2 (1, 3 столбик 1 в.)
(2, 4 столбик 2 в.), задачи на смекалку.
Литература для учителя:
- М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика».Учебник для 3 класса начальной школы. 2 часть. М.: «Просвещение», 2010 г.
- Л.Ю. Самсонова «Устный счёт».Сборник упражнений: к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. В 2 частях. 3 класс». М.: «Экзамен», 2010 г.
- О.А. Мокрушина Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой, С.И. Волковой. 3 класс. М.: «ВАКО», 2010 г.
- Н.Л. Галеева и др. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе». Методическое пособие для учителя / Н.Л.Галеева и др./ – М.: «5 за знания», 2008 г.
Литература для учащихся:
- М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика». Учебник для 3 класса начальной школы. 2 часть. М.: «Просвещение», 2010 г.
- С.И. Волкова «Математика. Проверочные работы. 3 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.