Фронтовой друг – товарищ плакат

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма.

Задачи:

  • Показать роль плаката в истории.
  • Повысить уровень знаний отечественной истории через знакомство с историей  развития плаката военной поры.
  • Познакомить с приемами плакатного искусства из творческой практики художников-плакатистов.

Форма проведения: общее мероприятие в ДХТД.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, презентация (Приложение 1), декорации, копии плакатов времен ВОВ.

Участники проекта: учащиеся изостудии.

Ход мероприятия

Все выступающие выходят на сцену из зрительного зала и, выступив, возвращаются в зал. Создается эффект причастности к событиям. На сцене находится только ведущая.

Слайды:

1. Ведущая: Художникам участникам Великой Отечественной войны посвящается.

Голос Левитана, сообщающей о начале войны. (Приложение 3-1)

 2. «Священная война» Сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова (громко) (Приложение 3-2)

После слов первого куплета выходят на сцены 3 девочки и 3 мальчика, строятся. (Приложение 2)

Музыка постепенно затихает.

1 девочка: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,

2 девочка: На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

(Мальчики строем выходят на передний левый край сцены (Приложение 2))

3 девочка: Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

1 мальчик: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

2 мальчик: Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.

3 мальчик: Пусть болтают, что верить нам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Все уходят со сцены в зал.

3. Ведущая: Вся страна поднялась на защиту Отечества. Художникам была отведена важная роль. Они должны были укреплять боевой дух советских воинов в борьбе с фашистскими захватчиками.

4. Фоновая музыка: А. Коротков «Военные времена» (Приложение 3-3)

В первые военные годы были созданы настоящие шедевры плакатного искусства.

5. Они звали на подвиг, поднимали людей на борьбу с фашизмом.

6. Герои плакатов – пехотинцы и летчики, артиллеристы и танкисты, саперы и связисты, запечатленные в схватках с жестоким и коварным врагом, - были подлинными представителями всего народа, вставшего на защиту Родины. [1]

7. Плакаты, вышедшие в первые дни войны, еще не оказывали столь сильного психологического воздействия. Они еще напоминали плакаты мирного времени.

8. Но шла война, и появились плакаты с трагическими образами.

9. …По грязной дороге идут фашисты, только что учинившие жестокую расправу над жителями деревни. Молодая женщина лежит на обочине, рядом плачет осиротевшая девочка. Ее маленькая фигурка вздрагивает от рыдания. Плакат не может не убедить – враг должен расплатиться за свои зверства. «Не уйти врагу от расплаты!»

10. Девочка только что играла с куклой, и вот она зверски убита. «Смерть детоубийцам!». [2]

11. Наибольшую известность завоевал плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, Спаси!». Плакат создавался в напряженное время, когда враг рвался к Волге, и все человечество было потрясено беспримерным героизмом защитников Сталинграда.

Художник искал решение, что бы выразить чувство непреклонности и упорства, которое отличает людей, ведущих справедливую народную войну.
Работая над эскизом, художник стремился отказаться от всего лишнего, случайного,
И вот художнику удалось сконцентрировать внимание на лице женщины и прижавшегося к ее груди мальчика. В глазах матери можно прочесть презрение и ненависть к врагу. Эти же чувства и в глазах ребенка. Его взгляд дополняет взгляд матери. Думается, что мать и ребенок должны смотреть на окровавленный штык, нет, они смотрят на врага.
Лица женщины и  мальчика, гладкий темных фон, призыв, как бы написанный каплями крови, стекающими с фашистского штыка… [3]

12. Тираж этого плаката составил 10 миллионов экземпляров. Он вызвал поток писем с фронта.

13. Чтец 1: Вот письмо гвардии капитана Ивана Захаровича Кузьмина в газету «Правда»:

«С начала Отечественной войны с малым перерывом я участвую на фронте, потерял связь с женой и двумя маленькими сыновьями. Прошу поблагодарить В. Корецкого за правду, показанную им в этом плакате, навсегда оставшемся в моем сознании. Приложу все силы, отдам всю свою кровь капля за каплей за то, чтобы моих жену и детей спасти от рабства, от издевательств, виселиц… Я обязуюсь со своими людьми, которые мне вверены, ни шагу не отойти назад, а только вперед…
Ваш плакат «Воин Красной Армии, спаси!» лежит у меня в кармане рядом с партийным билетом»

14. Чтец 2: Еще письмо от солдат и офицеров Сталинградского фронта:

«Вы своим художественным искусством правдиво изобразили положение наших матерей, сестер, жен и детей, временно находящихся в лагерях кровавого фашизма.
…Ваша картина поднимает на новые подвиги – громить и уничтожать врага. Мы поклялись перед Родиной мстить врагу за мученья наших сестер, жен и детей, за пролитую их кровь и слезы. Мы данную клятву выполним, враг будет разбит и уничтожен, и наши матери, сестры, жены и дети будут освобождены из-под фашистского ига и порабощения». [4]

Чтец 3: Из письма летчиков и стрелками бомбардировочной, штурмовой, истребительной авиации:
«У нас не хватает слов выразить свои чувство и восхищения, и благодарности художнику… Мы самоотверженно отвечаем на его призывы к борьбе с врагом. И вот в эти дни, когда наши успехи и победы видны всему миру, нам хочется сказать художнику: скоро придет час, когда нас не будет мучить совесть при виде плаката «Воин Красной Армии, спаси!». Кровавый штык фашизма будет сломан, а тот, кто глумится над нашими братьями, матерями, женами, не уйдет от возмездия». [5]

15. Чтец 4: Вот как выразила свои чувства военный инженер Наталья Гюне, видевшая плакат на фронтовых дорогах:

Не в Третьяковской галерее,
Твой труд поднят на пьедестал,
Не на витрине, не в музее,
Не в блеске освещенных зал.
На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка,
Он весь изранен, весь в пыли,
Дождем и ветром краску стерло,
И тени лишние легли.
Но он стоит, неколебимый,
Такой простой необходимый,
Наш верный спутник, наш солдат,
Дорожный выцветший плакат… [6]

Видеоролик переломного момента в ВОВ (Большая энциклопедия КМ 2005 CD /10 дисков/, диск «История», хроника ВОВ)

16. Музыкальное сопровождение (фоновая музыка) «Нам нельзя позабыть» (Приложение 3-4)

Ведущая: Художники, как и весь народ, работали сутками, не выходя из мастерских. Мастерская для художника стала и домом и рабочим цехом.
Но не только в мастерской трудились художники. Они шефствовали над различными полками, батальонами, ротами, бывали в партизанских отрядах. Часто выезжали туда, помогали в оформлении альбомов, стенгазет, боевых листовок, делали зарисовки, эскизы, участвовали в военных действиях.

17. Чтец 5: Стихотворение Алима Кешокова «Незавершенный портрет»:

Нелегко художнику-солдату,
Краток на путях войны привал, –
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил:
– Нарисуй меня, но чтобы честь по чести,
Безбородым, как до фронта был.
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя.
Как-то раз в одном глухом овраге
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал – погиб солдат-художник,                                       
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных…
Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он хранится в небольшой тетради.
Это память друга моего…
На портрет незавершенный глядя,
Не себя я вижу, а его.

18. Музыкальное сопровождение (фоновая музыка) Марш «Прощание славянки» (Приложение 3-5) Ведущая: Наступил переломный момент войны. Началось наступление. Трагическая тема постепенно уходит из плаката. В плакатах, созданных после Сталинградской битвы и в последний период войны, постепенно меняется образ воина. Лицо, выражающее гнев и ненависть, стало уверенным, сильным духом: В. Серов «Наше дело правое, Победа будет за нами!», «Освободим Европу от цепей!»,

19. «Я ждал тебя воин-освободитель!», «Ты вернул нам жизнь!».

20. Все чаще встречаются и просто веселые, улыбающиеся воины – В. Корецкий «Поработал на славу».

21. Участие в боевых действиях, беседы с бойцами помогали художникам в создании плакатов. Эмоциональность и выразительность образов, доходчивость призывов активно воздействовали на зрителей.

22. Серия плакатов Виктора Корецкого созданы в сочетании эмоциональности и доходчивости.

«Бей так: что ни патрон, то враг» – молодой боец в белом зимнем маскхалате показывает зрителю семь стреляных гильз. На втором плане – семь могильных крестов, на которых висят каски со свастикой. Такая композиция расширяет смысл плаката, делает его более глубоким, дает возможность сосредоточить внимание на выражении лица бойца: лукавом, задорно улыбающимся.

23. «Бей так: что ни снаряд, то танк» – боец указывает на ствол орудия, через который виден вражеский танк. Выразительность плаката только выиграла от такого приема. [7]

24. Красной нитью в плакатном жанре проходит тема, что побеждают в бою и фронт и тал. Создано множество плакатов призывающих к героическому труду в тылу и в городах и на селе.

25. Героический подвиг партизан воюющих на территории занятой врагом невозможно забыть.

26. В военные годы огромную роль сыграл сатирический плакат. Первым плакатом, расклеенным по улицам Москвы, был именно сатирический плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».  Плакаты создавались в мастерских «Окон ТАСС». Все главные события, вплоть до взятия Берлина, находили острое отражение в «Окнах ТАСС».

27. Виктора Дени «Красной Армии метла нечисть выметит дотла!»,

28. Кукрыниксы «Били мы врага копьем, били мы врага ружьем. И теперь стальным оружьем бьем врага, где обнаружим!»

29. Плакат – это синтетическое искусство. Наряду с изображением здесь важен и текст. Плакаты военного времени особенно показательны в это плане. Иногда именно текст давал жизнь и популярность многим плакатам.

Посмотрим плакат Льва Голованова «Дойдем до Берлина!». Жест бойца поправляющего сапог на марше, сом по себе ни о чем не говорит зрителю. Текст дал плакату тематическую направленность.

30. Работа Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга!». Изображение бойца, пьющего из каски воду у переправы через Днепр, еще не полностью раскрывает тему. Жизнь плакату дает исключительно удачный текст. [8]

31. Все ближе и ближе тот счастливый день. И кисть художников работает все быстрее и точней: «Не унесут фашистов ноги – добью врагов в его берлоги!», В. Дени «Что посеял, то пожнешь, от суда не уйдешь!»,

32. «Водрузим над Берлином знамя Победы!».

33. И вот уже над Берлином реет красное Знамя Победы.

34. «Красной Армии – Слава!».

35. Музыкальное сопровождение (фоновая музыка) «Поклонимся великим тем годам» (Приложение 3-6)

«Мы победили!».

Чтец 6: Стихотворение Семена Сорина «Вкус Победы»:
Победа – сладка, говорят.
Ты о ней  спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На гудах кровавый прокус…
Пот,
И слезы,
И кровь – соленые;
У победы соленый вкус.

36. Ведущая: Каким же плакатом завершить военный период?

Виктора Корецкий «Родина не забудет героических дел своих сынов». На фоне красного зарева пожарищ солдат наклонился над погибшем товарищем. Лицо сурово полно скорби.… Этот образ завершает тему подвигов нашего народа в Великой Отечественной войне.

37. Чтец 7: Стихи Вадима Сикорского «Как я люблю…»:

Как я люблю людей родной России!
Они тверды. Их вспять не повернешь!
Они своею кровью оросили
Те нивы, где сегодня всходит рожь.
Их не согнули никакие беды.
И славить вечно вся земля должна
Простых людей, которым за победы
Я б звезды перелил на ордена.

 38. Ведущая: Прошло много лет с военной поры, но она волновала, и будет волновать сердца художников, и будет отдаваться эхом в работах творческих людей.

Чтец 8: «Художник жив»

Когда кругом сирень цвела,
Бурлила жизнь,
Он ящик выдвигал стола,
Чтоб выбрать кисть.

Когда стучалась вьюга в дом,
Как дикий бес,
Он спорил с ней с карандашом
Наперевес.
Характер, воли торжество
И глаз прищур
Он превратить мог в волшебство
Линогравюр.

39. И вот уж нет его давно,
Но есть порыв.
Пока хранится полотно,
Художник жив.

Ведущая: Художник – это борец, для которого, происходящее в мире – собственная биография, переживаемое лично.
Благодарю всех за внимание.

Литература:

Книги и журналы:

  1. Калинин, М.И. Об искусстве плаката. – В сб.: Статьи и речи. [Текст]\ М.И.Калинин М.; 1975. (http://www.sutteh.ru/kalinin25.html).
  2. Корецкий, В.Б. Товарищ плакат: Опыт, размышления. [Текст] \ В.Б. Корецкий. М.: Плакат; 1978. – [1] – С. 23; [2] – С. 24; [3] – С. 25; [4] – С. 25; [5] – С. 26; [6] – С. 26; [7] – С. 27; [8] – С. 28.
  3. Окуджава, Б.Ш. Стихи и песни: Упраздненный театр (семейная хроника). [Текст] \Б.Ш. Окуджава. М.: АСТ, Зебра. – 2007. – С. 57.
  4. Сборник: Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. [Текст] \ Вадим Сикорский. М.: Художественная литература; 1970. – Том 2.– С. 144.
  5. Сборник: Священная Война: Стихи о Великой отечественной войне. [Текст] \ Алим Кешоков, Семен Сорин. М.; 1966.– С. 302, – С. 627.
  6. Степанов, Е. Искусство плаката. // Страховое ревю. – 2003. – №3 (107). (http://www.stepanov-plus.ru/literator/statji/plakatart.htm).

Источники на электронных носителях локального доступа:

  1. Большая энциклопедия КМ 2005 CD /10 дисков/, диск «История», хроника ВОВ. – Видеоролик переломного момента в ВОВ.

Интернет-ссылки (фото, репродукции):

  1. http://perevodika.ru/articles/19244.html?sphrase_id=65612
  2. http://gidepark.ru/user/863547838/article/60225
  3. http://www.pr.uz/istoriya-reklami/5184
  4. http://genefis-gbr.ru/view.php?id=690