Рейтинговая система оценки как средство повышения эффективности урока английского языка и качества оценки ЗУН учащихся

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. (Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова). В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
В условиях средней общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. Ведь от их определения в значительной степени зависит и отбор содержания образования.

Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий хорошо сочетаются с применением рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

  • 1. рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) составляет не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • 2. количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) в основном равно 4-7, а их смена осуществляться через 7-10мин.;
  • 3.  в урок включаются виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
  • 4. обучение производится с учетом ведущих каналов восприятия;
  • 5. формируется внешняя и внутренняя мотивация деятельности учащихся;
  • 6. осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • 7. на уроке создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; благоприятный эмоциональный фон создается, в частности, благодаря позиции учителя не “над”, а “рядом” с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем;
  • 8.  включаются в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся, такие как поисковый, проблемный, исследовательский; критерии оценки четко определяются на каждом этапе урока;
  • 9. для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки, определяются их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью- 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
  • 10.  производится целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в итоговой его части;
  • 11. осуществляется организация чередования различных видов деятельности;
  • 12. осуществляется организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса;
  • 13. осуществляется организация динамических пауз во время обучения.

Рейтинг - дословно с английского – это оценка некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или " оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, и к иностранному языку в целом.
Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, учащиеся более свободно общаются на иностранном языке, не боясь получить отрицательную отметку.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.
Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.
Основа рейтинговая системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся. Для того чтобы объективно оценить знания учащегося по иностранному языку, необходимо сначала оценить то как ученик читает по-английски, пишет, говорит, знает грамматику языка, а затем вывести средний балл. Но в течении урока не возможно каждого учащегося оценить по всем этим аспектам. Например,  ученик очень хорошо читает и естественно на уроках старается заработать отметку чтением. В итоге он зарабатывает пятерки, но упражнения по грамматике – только на 3, и так как пятерок к концу четверти намного больше, то четвертная отметка - 5. И получается, что отметка не объективна. Тут – то и приходит на помощь рейтинговая  систему оценки знаний учащихся.  Первый шаг работы по рейтинговой системе – это знакомство учеников с «правилами игры». (Приложение 3)
В течение недели у нас проходит 2 урока, за это время учащиеся зарабатывают баллы. Во время урока дети зарабатывают фишки, которые в конце урока подсчитываются и результаты заносятся в журнал. (Приложение 2)

Звезда – 10 баллов
Треугольник – 5 баллов
Квадрат – минус 10 баллов

Оценивание по английскому языку

Устный ответ (краткий) или ответ на вопрос – 10 балл.
Чтение – 20 балла.
Письменное упражнение – 30 балла (или каждое предложение по10 баллу, в зависимости от сложности)
Устный рассказ – 50 баллов (Чтение стихов наизусть, пересказ текста, монолог, диалог)
Перевод текста – 30 балла. (Объем устанавливает учитель)
Количество баллов варьируется в зависимости от качества выполненной работы (от 0 до максимального, указанного выше)

Льготы.
На первом уроке четверти учитель предоставляет темы для льготных заданий. (Приложение 1)
Дополнительные баллы вы можете заработать подготовив:
Письменное упражнение по грамматике (не менее 5 предложений)– по 10 баллу за каждое предложение.
Кроссворд (не менее 10 слов) – от 30 до 50 баллов.
Дополнительная информация по изучаемой теме – от 30 до 50 баллов.
Изготовление карточек с заданиями – по 30 балла за 1карточку.

Штрафы.
Опоздание на урок более 5 минут – минус 10 баллов.
Не выполненное домашнее задание – минус 30 баллов.
Плохое поведение на уроке – минус 20 баллов.
В конце урока подсчитывается общее количество баллов и выводится отметка, которая заноситься в классный журнал:
5 – 95 баллов и выше. (Если учащийся набирает более20 баллов, то он получает дополнительную отметку)
4 – от 71 до 94 баллов.
3 - от 41 до 70 баллов.
2 – от 21 до 40 баллов (можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 3 заданий по изученной теме).
1 –от 20 баллов и ниже (можно исправить в течение следующей недели, выполнив не менее 5 заданий по изученной теме).
Используя рейтинговую форму оценки, вы можете предлагать дифференцированное и индивидуальное домашнее задание с различной стоимостью. Такой прием не унижает достоинство ученика. Во время текущего или итогового контроля задания предлагаются разного уровня сложности и различной стоимостью. Ученик может сам выбрать подходящее для него задание.
На мой взгляд, такая система оценивания является наиболее объективной и удобной. Она позволяет учителю  максимально точно оценить знания учащихся. А детям позволяет понять за что они получили ту или иную оценку.