Цели:
- формирование обобщающего понятия «Насекомые».
- учить детей употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже, согласовывать существительные и прилагательные;
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые».
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети сидят кружочком на ковре. Логопед предлагает послушать слова песенки.
Жук
Я большой и черный жук,
Знаю все цветы вокруг,
над полями я кружу
и жужжу жу - жу - жу.
Теперь все вместе повторим песенку и поиграем пальчиками.
Дети кладут ладошку на ладошку (крест-накрест). У ладони, которая внизу 3 пальца подогнуты, а указательный и средний вытянуты вперед.
«Жук» раскачивается вправо и влево.
Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.)
На фланелеграфе появляется картинка с изображением жука.
Расскажите, жук, какой? (Большой, черный, добрый, усатый...)
Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове 2 глаза и пара усиков, 6 лапок.)
Кто знает, зачем жуку панцирь? Что находится под ним? (Крылья.)
Что умеет делать жук? (Ползать и летать.)
Чем питаются жуки? (Нектаром, растительной пищей.)
Пальчиковая гимнастика.
Над полями жук кружит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(Дети согнули руки в локтях, машут только кистями рук)
Полетели жуки в поле
И вдруг — жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?
(Дети ложатся на коврик, логопед помогает им встать.)
Дети собираются у фланелеграфа. На нем картинки с насекомыми.
Посмотрите и назовите, кто это? (Дети называют: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар.)
Как назвать всех одним словом? (Насекомые.)
Кто из этих насекомых ползает, а кто летает, прыгает? (Дети называют насекомых и распределяют их в группы — ползущие, летающие, прыгающие.)
Кто знает, какие насекомые приносят пользу людям? (Пчела — мед, муравей — санитар леса.) Кто из насекомых жалит, кусает?
Дидактическая игра «Один — пять»
Логопед один комар |
Дети пять комаров |
Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)
Отгадывание загадок.
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт;
Летит — воет,
Сядет — землю роет. (Жук.)
Не зверь, не птица, Нос как спица,
Летит — пищит, Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар.)
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь немного поиграем.
Логопед предлагает детям взять любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому, не показывая и не называя насекомое, рассказать о нем. Начинает педагог:
Это насекомое летает, у него крылья, как у самолета, большие глаза и длинное-длинное туловище.
О ком я рассказала? (Дети отвечают.)
Пальчиковая гимнастика.
Жук, жук, пожужжи,
Жук, жук, покажись,
Где ты прячешься, скажи
Надо мною покружись
Жу - жу - жу, жу - жу
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на дереве сижу
Я летаю и жужжу.
Итог занятия.
Дети делятся впечатлениями.