Конспект логопедического занятия "Насекомые"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  •  формирование обобщающего понятия «Насекомые».
  •   учить детей употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже, согласовывать существительные и прилагательные;

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые».

Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети сидят кружочком на ковре.  Логопед предлагает послушать слова песенки.

Жук

Я большой и черный жук,
Знаю все цветы вокруг,
над полями я кружу
и жужжу жу - жу - жу.

Теперь все вместе повторим песенку и поиграем пальчиками.

Дети кладут ладошку на ладошку (крест-накрест). У ладони, которая внизу 3 пальца подогнуты, а указательный и средний вытянуты вперед.

«Жук» раскачивается вправо и  влево.

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.)

На фланелеграфе появляется картинка с изображением жука.

Расскажите, жук, какой? (Большой, черный, добрый, усатый...)

Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове 2 глаза и пара усиков, 6 лапок.)

Кто знает, зачем жуку панцирь? Что находится под ним? (Крылья.)

Что умеет делать жук? (Ползать и летать.)

Чем питаются жуки? (Нектаром, растительной пищей.)

Пальчиковая гимнастика.

Над полями жук кружит
И жужжит, жужжит, жужжит.

(Дети согнули руки в локтях, машут только кистями рук)

Полетели  жуки в поле
И вдруг — жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?

(Дети ложатся на коврик, логопед помогает им встать.)

Дети собираются у фланелеграфа. На нем картинки с насекомыми.

Посмотрите и назовите, кто это? (Дети называют: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар.)

Как назвать всех одним словом? (Насекомые.)

Кто из этих насекомых ползает, а кто летает, прыгает? (Дети называют насекомых и распределяют их в группы — ползущие, летающие, прыгающие.)

Кто знает, какие насекомые приносят пользу людям? (Пчела — мед, муравей — санитар леса.) Кто из насекомых жалит, кусает?

Дидактическая игра «Один — пять»

Логопед

один комар
одна оса
один жук
одна пчела
одна стрекоза
один кузнечик
один муравей
одна муха
одна бабочка

Дети

пять комаров
пять ос
пять жуков
пять пчёл
пять стрекоз
пять кузнечиков
пять муравьёв
пять мух
пять бабочек

Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)

Отгадывание загадок.

Черен, да не ворон.           
Рогат, да не бык.                      
Шесть ног без копыт;
Летит — воет,
Сядет — землю роет. (Жук.)

Не зверь, не птица, Нос как спица,
Летит — пищит, Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар.)

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)

Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь немного поиграем.

Логопед предлагает детям взять любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому, не показывая и не называя насекомое, рассказать о нем. Начинает педагог:

Это насекомое летает, у него крылья, как у самолета, большие глаза и длинное-длинное туловище.

О ком я рассказала? (Дети отвечают.)

Пальчиковая гимнастика.

Жук, жук, пожужжи,
Жук, жук, покажись,
Где ты прячешься, скажи
Надо мною покружись
Жу - жу - жу, жу - жу
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на дереве сижу
Я летаю и жужжу.

Итог занятия.

Дети делятся впечатлениями.