Процесс личностного развития современного человека происходит при особо остром недостатке, несформированности, дисгармоничности внутренней духовной культуры, слабо развитом эстетическом вкусе, не использованном нравственном потенциале человека. Основная цель уроков изобразительного искусства – помочь учащимся осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие эмоциональному развитию и личностному росту учащихся является составной частью уроков изобразительного искусства. Руководствуясь данными положениями при подготовке нетрадиционного занятия в детском творческом объединении «Вернисаж «С чего начинается Родина...» главной целью урока является пробуждение у учащихся духовности, нравственности через развитие патриотических чувств – любви к родной земле, человеку, истории Отечества.
Поскольку тема выставки, где «красной нитью» проходит патриотическое воспитание учащихся начальных классов, весьма актуальна, было решено представить детскую художественную выставку в торжественной обстановке и обратить внимание общественности (учителей, родителей, учащихся) на детские работы. Уроку предшествовала определенная подготовка.
Этапы подготовки к работе над композициями:
1. Беседа педагога с учащимися об огромном
значении детских работ, о важности выражения
каждым ребенком своего чувства любви к
Отечеству, а также об итогах участия в вернисаже
(возможности участия во Всероссийском конкурсе
детского рисунка «С чего начинается Родина...»).
2. Обсуждение общей структуры выставки
(вернисажа).
3. Выбор темы, персонажей, жанра, техники
изображения.
4. Поисковая работа учащихся: беседа с родителями
об интересующем ученика историческом событии,
работа с исторической и художественной
литературой (А. Торопцев. Москва, Росмэн
«Всемирная история сражений», В. Калинов. Белый
город. Москва 2005 г. «Русские победы», ACT Астрель
1999г. Энциклопедия «Я познаю мир» и др.).
5. Совместный (педагога и детей) просмотр и
обсуждение эпизодов исторических фильмов: «А.
Невский», «Петр Первый», «Россия молодая», «Война
и мир» и др., репродукций: М. Ломоносов «Петр
Первый», Д. Левицкий «Портрет Екатерины Второй»,
Б. Орловский «Памятник князю М.И. Кутузову», В.
Суриков «Переход Суворова через Альпы», П. Корин
«Александр Невский», А. Бубнов «утро на Куликовом
поле», М. Авилов «Поединок на Куликовом поле
Пересвета с Челубеем», А. Дейнека «Оборона
Севастополя» и др.
6. Консультация учителя истории, уточнение
некоторых исторических фактов, характеров
великих людей с помощью профессионала. Учет
мнения профессионала о тех или иных событиях и
личностях.
Таким образом, создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи. Педагог помогает детям ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла как общей структуры и идеи вернисажа, так и каждой работе отдельно. С этой целью проводится дискуссия, инициатором которой является педагог.
После подготовительного этапа, который является стимулирующим, ребята приступают к работе, избрав себе жанр (пейзаж портрет, батальный жанр) и технику изображения (гуашь, акварель, восковые мелки). Работа над созданием композиций может длиться от 2 до 8 академических часов, т.к. ребята могут выполнять от 1 до 4 работ.
Этапы подготовки к нестандартному занятию:
1. Составление педагогом плана-конспекта занятия (см. часть 2).
2. Подготовка текстов выступлений детей. (Учащиеся описывают свои композиции, опираясь на исторические факты. Учитель редактирует тексты).
3. Подготовка помощников – ведущих викторины. (Повторение с помощниками пройденного материала. Составление вопросов).
4. Подготовка музыкального оформления занятия. Беседа с музыкальным руководителем о предстоящем занятии. Подбор аудиозаписи для оргмомента, сопровождения рассказов ребят о своих работах, рефлексии.
5. Подготовка зрительного ряда: выставка детского творчества, дидактический материал «Жанры живописи», репродукции картин русских художников для проведения викторины, плакат с изображением Спасской башни, названием темы «Вернисаж «С чего начинается Родина» для оформления помещения. Подготовка бейджиков для победителей викторины. Подготовка памятных подарков – мини-буклетов с фото фрагментов выставки.
Занятие построено в виде вернисажа – представления детской художественной выставки. Относится к разряду ролевых.
1-й этап – эмоциональное вхождение в занятие. Звучит песня «С чего начинается Родина...». Занятие начинается словами учителя «Сегодня у нас необычный урок. Урок-вернисаж». Звучит стихотворение о Родине в исполнении учащейся старшей группы. Всем присутствующим отводятся определенные роли, как в настоящей взрослой жизни, и ребята чувствуют всю важность и ответственность за происходящее.
2-й этап – объявление главной темы занятия. Происходит беседа с учащимися. Учитель объясняет младшим школьникам понятие «Родина», тем самым эмоционально подготавливая присутствующих к главной теме занятия «С чего начинается Родина...».
3-й этап – подготовительный перед посещением выставки. Проводится викторина по теме «Жанры живописи », «Русское искусство 19 в.», что по существу является повторением пройденного материала.
4-й этап – Подведение итогов викторины. Обобщение знаний, оценка ответов ребят, в том числе эмоциональная. Награждение лучших.
5-й этап – познавательный. Посещение вернисажа. Юные художники представляют свои композиции, переходя из одного « выставочного зала» в другой (от одного планшета к другому). Ребята эмоционально рассказывают о своих композициях, излагая историю своей Родины и собственное отношение к историческим событиям и личностям, пейзажам и памятникам архитектуры. В последних выступлениях детей заостряется внимание на условиях жизни человека в современном мире, заботе правительства о соблюдении прав человека на труд и полноценный отдых. Ребята коротко рассказывают о техниках изображения.
6-й этап – заключительный. Рефлексия. Осмысливание происходящего. Присутствующие молча, под тихую музыку, думают об увиденном, услышанном или о чем-то своем. Проводится подведение итогов посещения вернисажа в виде «живого диалога» приглашенных взрослых и зрителей с юными художниками – создателями исторических произведений, заключительного слова учителя.
Межпредметная связь с уроками:
- музыки (музыкальное сопровождение занятия);
- литературы (развитие устной речи в процессе рассказывания); ознакомления с окружающим миром, истории (изучение исторического
- материала в процессе подготовки, повествование об исторических фактах на уроке).
Использованы методы и приемы:
- наглядно-образный (демонстрация выставки, работа с дидактическим материалом);
- словесный (рассказы учителя и « художников», живой диалог «гостей», «зрителей» с «художниками»);
- поисковый (подбор материала в процессе подготовки к занятию);
- практический (в процессе работы над композициями);
- ролевой (исполнение ролей всеми участниками: «художники», «почетные гости», «организаторы», «зрители»;
- оценочный, «вырази свое мнение» (работа учащихся по оценке деятельности своих товарищей)
- которые помогают детям самостоятельно спланировать свою деятельность, организовать индивидуальную работу, способствуют накоплению каждым ребенком своего личного опыта.
В процессе подготовки и проведения занятия
прослеживается преемственность учащихся
младшего, среднего и старшего звеньев
творческого объединения, смена деятельности на
уроке. Учащиеся применили полученные в
результате поисковой деятельности новые знания
в практической деятельности, осмыслив и
реализовав их в своем творчестве,
заинтересовались и приобщились к изучению
истории Государства Российского, в процессе
подготовки и участия в занятии учащиеся
пополнили словарный запас.
Воспитательное значение нетрадиционного
занятия.
- расширение кругозора детей посредством знакомства с историческими
- личностями и событиями;
- пробуждение интереса ребят к истокам национальной российской истории и культуры;
- стимулирование желания детей к поисковой деятельности, работе с книгой;
- воспитание духовности, нравственности, чувства патриотизма;
- воспитание коммуникативных качеств личности.