По учебнику Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»М.: Издательский центр «Вента – Граф», 2005. 125 с.: ил.
Раздел программы «Природа вокруг нас».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями, происходящими в природе весной и с жизнью насекомых в это время года.
Задачи:
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе весной;
- Расширить знания учащихся о насекомых;
- Развивать умение работать с компьютером в программе Paint;
- Развивать фантазию и творческие способности детей;
- Воспитывать бережное отношение детей к природе.
Оборудование: Проектор, компьютеры учителя и учеников, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Учитель читает стихотворение «ВЕСНА» Л. Шишовой
Слайд 1.
«Будит ласково она
Всю природу ото сна.
Засветило солнце ярче,
Заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе –
Аромат её кругом!
После зимней тишины
Леса звуками полны.
Слышно, как сосульки тают,
Ручейки, журча, текут,
С юга птицы прилетают
И поют, поют, поют!»
– О каком времени года стихотворение? (О весне)
Слайд 2.
– Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
– А по каким признакам вы узнали весну? (Сосульки тают, ручейки журчат, солнце ярче светит, лес звуками полон и др.)
– Весной природа просыпается и можно кругом услышать различные звуки природы. Давайте послушаем.
Слайд 2.
– Какие знакомые звуки вы услышали? (квакает лягушка, бежит ручей, жужжит пчела, жук, комар, стрекочет кузнечик)
– Как вы думаете, какое у всех настроение? (радостное, т.к. всё просыпается, оживает)
– А кто знает, как можно назвать одним словом пчелу, жука, комара, кузнечика? (насекомые). Правильно, ребята.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы с вами и узнаем кто такие насекомые, узнаем где они живут и о их жизни весной.
Слайд 3.
IV. Знакомство с новым материалом.
– Скажите, пожалуйста, каких насекомых вы уже видели? (Мух, жуков…)
– Ребята, посмотрите на
Слайд 4.
– Кого вы видите на слайде? (птицу, паука, медведя (зверь), муравья (насекомое).
– Скажите, кто знает, чем насекомое отличается от других животных?
1. – У насекомого 6 лап, а у зверей – 4, у птицы – 2, у паукообразных – 8.
– Чем ещё отличается насекомое? Посмотрите на слайд.
Слайд 5.
2. Тело зверей покрыто шерстью, птицы – перьями, рыбы – чешуёй, а тело насекомых покрыто полосками, будто бы насечками. Тело как будто насечено. Поэтому и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».
– А теперь давайте узнаем, как выглядит насекомое.
– Посмотрите на страницу 87.
– Что есть у насекомых? (усики, голова, грудь, брюшко, крылья – не у всех)
Слайд 6.
– Скажите, пожалуйста, а кто знает, где живут насекомые?
(в воде, в лесу, в траве, в земле и др.) Везде.
Слайд 7
– А теперь давайте узнаем с вами, что же происходит весной в лесу с насекомыми?
V. Работа с учебником.
– Ребята, давайте сейчас подробнее познакомимся с жизнью некоторых насекомых весной. В этом нам поможет учебник.
– Отгадайте загадку.
Слайд 8.
(Это жук)
– А как точнее называется, узнаем из текста на стр. 95. Читаем.
– Что за жук? (жужелица)
– Что вы о нём узнали?
– Отгадайте следующую загадку.
Слайд 9.
(Это муравей)
– Узнаем о нём из текста на стр. 95. Читаем.
– Что вы о нём узнали?
– Отгадайте следующую загадку.
Слайд 10.
(Это майский жук)
– Узнаем о нём из текста на стр. 96. Читаем.
– Что вы о нём узнали?
– Отгадайте следующую загадку.
Слайд 11.
(Это пчела)
– Узнаем о нём из текста на стр. 96. Читаем.
– Что вы о нём узнали?
– Вот видите, ребята, насекомые весной не только радуются, но и трудятся.
VI. Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VII. Работа на компьютере. Закрепление изученного.
– А теперь откройте на своих компьютерах файл 1. (Приложение)
– Посмотрите внимательно на картинки. Вы узнали насекомых? Выделите цифры около насекомых зелёным цветом.
– Давайте проверим.
Слайд 12.
(божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза)
– По каким признакам вы их узнали? (6 лап)
– Какую пользу приносят насекомые? (украшают природу, опыляют растения, рыхлят почву, санитары лесов и водоёмов – поедают останки животных и растений, уничтожают вредителей растений, питание для птиц и людей, ли др.)
– Какой вред приносят насекомые? (уничтожают растения, переносят опасные болезни,…)
Читает стихотворение ребёнок.
Все-все на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мёд и кто делает яд.
Да, если мы с кем–то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно ошибкой окажется
– Правильно, ребята. В природе ничего лишнего нет. И насекомые нуждаются в охране.
VIII. Работа на компьютере.
– А теперь давайте на своих компьютерах откроем программу Paint и нарисуем понравившихся насекомых.
IX. Итоги.
– Молодцы, ребята. У вас получились интересные рисунки. На следующем уроке мы проведём выставку ваших работ.
Слайд 13.
Подводят итог урока в стихах два ученика.
1. Подведём теперь итог
О ком узнали за урок.
2. А узнали мы о многих
Насекомых шестиногих.
1. Как выглядят и где живут,
Какие звуки издают.
2. Приносят пользу или вред
На всё узнали мы ответ.
1. За насекомыми мы будем наблюдать,
В природе их оберегать.
Ну, а мы с вами заканчиваем урок и будем внимательными и наблюдательными, а на следующем уроке вы расскажете, каких насекомых встретили в нашем городе и посмотрим ваши рисунки.
Слайд 14.