Программные задачи:
- Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Закрепление знаний о процессе изготовления одежды, материале из которого она сшита, практичности.
- Развитие связной речи, слухового внимания, координации речи с движением. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных), навыков составления сложносочинённых предложений со словами "для того, чтобы".
- Расширение и активизация словаря по теме "Профессия швеи" (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, швейная машинка, нитки, ножницы, метр, кроить, шить).
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: атрибуты сюжетно-ролевой игры "Ателье" (швейная машинка, нитки, метр, мел, ножницы, напёрсток, ткани разных видов, картинки с изображением предметов и инструментов, которые нужны для работы швеи, схема рассказа о профессии швеи, картинки-схемы "Откуда появилась ткань", игрушка Буратино, магнитофонная запись песни Буратино из кинофильма, рюкзак с одеждой, ванночки с водой, ткань, бумага, салфетки, набор магнитных картинок с изображением предметов одежды.
Предварительная работа:
- Экскурсия в ателье по пошиву одежды.
- Разучивание пальчиковой гимнастики "Напёрсток".
- Проведение сюжетно-ролевой игры "Ателье".
Ход занятия
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швеи или портнихи. Скажите, где работает швея?
Дети: Швея работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами ходили на экскурсию в ателье и видели, как там работают швеи. Расскажите, что делают швеи?
Дети: Они шьют одежду.
Воспитатель: Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты. Подойдите к коврографу и выберите те предметы и инструменты, которые нужны для работы швее (дети выбирают нужные предметы и инструменты).
1 ребёнок: Я выбрал швейную машинку, она нужна швее, для того чтобы шить одежду.
2 ребёнок: Я выбрал нитки, они нужны швее, для того чтобы соединять детали одежды между собой.
3 ребёнок: Я выбрал ножницы, они нужны швее, для того чтобы кроить ткань, отрезать нитки.
4 ребёнок: Я выбрал портновский метр. Он нужен швее, для того чтобы снимать мерки.
5 ребёнок: Я выбрал напёрсток. Он нужен швее, для того чтобы не уколоть иголкой палец.
6 ребёнок: Я выбрал мел. Он нужен швее, для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы все пройдём на места (дети садятся на места). Занятие у нас сегодня будет проходить в ателье. У меня в коробочке лежат предметы, которые нужны швее. Давайте рассмотрим их и перечислим (дети перечисляют предметы). А, теперь, используя схему, мы составим рассказ о швее (где работает швея, что она делает, что ей нужно для работы).
Ребёнок: Составляет рассказ. Это швея. Она работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике. Швея шьёт одежду. Для работы ей нужны швейная машинка, нитки, портновский метр, мел, ножницы, напёрсток.
Воспитатель: В нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем платье из ситца, оно будет какое? (Ситцевое). Из шерсти сошьём юбку, она будет какая? (Шерстяная). Платье из атласа, какое? (Атласное). А откуда у нас берётся ткань?
Воспитатель: Проводит дидактическую игру "Что сначала, что потом" по схемам:
"лён-нитки-ткань-платье"
"овца-шерсть-пряжа-кофта".
Воспитатель: Дети! А сегодня к нам в гости придёт необычный гость, который носит одежду из бумаги.
Звучит песня Буратино из кинофильма, появляется кукла Буратино с рюкзачком и здоровается с детьми.
Буратино: Хвастается: "У меня самая красивая курточка, ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?".
Воспитатель: А в рюкзачке у тебя что?
Буратино: Это мне Мальвина положила, мне это не надо.
Воспитатель: А, давайте посмотрим, что там лежит. Достаёт, а дети называют (трусы, майку, шорты, рубашку). А одним словом, что это? (Одежда).
Воспитатель: Почему ты, Буратино, не надел эту одежду?
Буратино: Она мне не нравится, моя лучше.
Воспитатель: Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.
Все дети подходят к столу, где стоят ванночки с водой, кусочки ткани, бумаги, салфетки. Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.
Дети: Делают выводы:
Бумага мнётся, а ткань не мнётся.
Бумага рвётся, а ткань не рвётся.
Бумага в воде размокает, а ткань не размокает.
Воспитатель: Давайте посушим ткань. (Дети выполняют упражнения на дыхание. Дуют на мокрую ткань.)
Буратино: Я убедился, что одежда из ткани лучше. Я побыстрее побегу переодеваться. До свидания, ребята!
Воспитатель: Конечно, ребята, одежда из ткани очень практична. А давайте мы с вами в нашем ателье по пошиву одежды сделаем заказы. В ателье есть разные виды тканей. Я буду швеёй, а вы будете заказывать у меня одежду. Расскажите швее, что вы хотите заказать, из какой ткани, с какими деталями, и для чего вам нужна эта одежда. Дети делают заказ по очереди.
Воспитатель: Пока делаются ваши заказы, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.
Вышивает, шьёт иголка,
Пальцу больно, пальцу колко,
А напёрсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: "Шей!
А колоться ты не смей!"
М. КульскаяЛевая ладошка раскрыта,
в правой - воображаемая игла.
Игла "шьёт" и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
Делают такое движение, будто
надевают напёрсток.
Вновь "шьют".
Грозят указательным пальчиком правой руки.
Дети садятся на места.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем отгадать загадки.
1 ребёнок: На серебряной шляпе сто ям? (Напёрсток).
Дети: Отвечают и объясняют. Он похож на шляпу, на нём есть много маленьких углублений.
2 ребёнок: Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это? (Клубок).
Дети: Отвечают и объясняют. Клубок не поднять за конец нитки, потому что он распускается.
3 ребёнок:
Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу
За собою хвост тащу.
(Иголка)
Дети: Отвечают и объясняют. Это иголка. Она тащит за собой нитку, как хвост.
4 ребёнок: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).
Дети: Отвечают и объясняют. Это ножницы.
Все предметы выкладываются воспитателем на стол, проводится игра "Чего не стало?". Дети закрывают глаза, а когда открывают, воспитатель спрашивает, чего не стало.
1 ребёнок: Не стало нитки в иголке.
2 ребёнок: Не стало ножниц.
3 ребёнок: Не стало напёрстка.
Воспитатель: Молодцы! У вас хорошая память, а самое главное, вы правильно объяснили мне, чего не стало.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение.
Не растут, к несчастью, брюки
И у платьев рукава.
Но растут всё время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитьё взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Всё по мерке, в самый раз.
А. Кардашова
Воспитатель: Ваши заказы уже готовы, получайте свой заказ. Это чья юбка? Это чьи брюки? Это чьё платье? Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии. Подводится итог занятия.
Воспитатель: Профессия швеи очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. За хорошую работу я вам дарю наклейки.