Программное содержание:
- Учить подбирать определения.
- Закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных и местоимений.
- Упражнять в названии детенышей животных.
- Уточнить представления детей об образе жизни животных в зимнее время.
Наглядный материал: "Картина зимний лес", игровое колесо, символы, картинки животных, сумочка с подарками, "Фишки домино", шапочки животных.
Ход занятия
1. Дыхательное упражнение "Снежинки".
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
"Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды"
(Н. Нищева)
- Много снегу намело. Настоящая метель началась. Закройте глаза и послушайте метель. Дети закрывают глаза и слушают грамзапись.
2. Воспитатель берет в руку Галчонка, у которого в клюве письмо.
- Посмотрите. Галчонок принес необычное письмо. Это кора от дерева. Какого? (березы)
Называется береста. Раньше на ней писали письма. Посмотрим, что написано. На письме нарисован торт со свечками.
- Значит у кого-то день рождения. Письмо на коре - оно из леса. Кто прислал? Посмотрите, много животных. Как вы думаете, на какие 2 группы их можно разделить?
На доске картинки животных: еж, медведь, барсук, енот, волк, заяц, рысь, лиса, белка.
- 1 группа - животные, которые зимой спят;
- 2 группа - животные, которые встречаются в лесу зимой.
Пальчиковая гимнастика.
"Еж, медведь, барсук, енот, спят зимою круглый год.
Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдешь в лесу."
- Кто из этих животных мог прислать письмо?
1. ВОЛК. Что он любит? Он хищник, любит мясо. Корой не питается. Это письмо не от него, но он предлагает задания, поиграть с ним. Но сначала скажем какой он? (серый, зубастый, голодный, злой, сердитый).
Игра "Жадина". Корзинка с подарками, но волк все забрал, только и говорит: мой, моя, мое, мои.
С жадиной никто не дружит. Посмотрите звери спрятались от него.
Игра "Чей хвост, чья уши?" (заячьи уши, лисий хвост, беличьи уши)
- Ребята, а может волк такой злой, потому что ему никто ласковые слова не говорит.
Игра "Скажи ласково"
Волк - волчок, ухо-ушко, хвост - хвостик, лапа -лапка,:
Волк стал добрый и отдал нам корзину с подарками.
ЛИСА. (какая она?)
Лиса могла прислать письмо? Что она любит? (ответы детей).
Лиса предлагает игру "Домино" (детеныши ищут свою маму). Дети берут фишки и выстраивают ряд.
В лесу живет лиса с лисятами. В лесу живет белка с бельчатами. В лесу живет зайчиха с зайчатами:
Лиса хитрая, больше трудиться не хочет и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка.
"По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
Волк по лесу вечно рыщет
И себе добычу ищет".
(В. Степанов)
3. БЕЛКА. (какая она?) Белка могла нам прислать письмо? Что она любит? (ответы детей)
Игра "Найди где?"
Орехи запасала и они рассыпались, найдите где они?
На пне, под елкой, за березой, в ямке, около сугроба, у норы, рядом с белкой.
Игра "Посчитай" (считаем орехи).
- Белка не присылала письмо. Остался зайка.
4. ЗАЯЦ. (какой он?) Что он любит?
- Да ест кору. Вот у кого День рождения.
А как вы отмечаете свой день рождения? (ответы детей)
Давайте наденем шапочки зверей. Зайке будет приятно. Вон как много гостей.
Расскажем зайке стихи про него.
Дети рассказывают стихи про зайца.
А теперь спляшем вместе с зайцем. Хоровод.
Хорошо повесилились. Давайте подведем итог нашего занятия.
Возьмите игровое колесо. Оно поможет вам вспомнить, что мы делали на занятии.
По схемам вспоминаем игры.
Занятие закончилось, а зайка приготовил вам угощение.