Занятие по развитию речи в старшей группе "Дикие животные зимой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить подбирать определения.
  2. Закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных и местоимений.
  3. Упражнять в названии детенышей животных.
  4. Уточнить представления детей об образе жизни животных в зимнее время.

Наглядный материал: "Картина зимний лес", игровое колесо, символы, картинки животных, сумочка с подарками, "Фишки домино", шапочки животных.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение "Снежинки".

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

"Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды"
(Н. Нищева)

- Много снегу намело. Настоящая метель началась. Закройте глаза и послушайте метель. Дети закрывают глаза и слушают грамзапись.

2. Воспитатель берет в руку Галчонка, у которого в клюве письмо.

- Посмотрите. Галчонок принес необычное письмо. Это кора от дерева. Какого? (березы)

Называется береста. Раньше на ней писали письма. Посмотрим, что написано. На письме нарисован торт со свечками.

- Значит у кого-то день рождения. Письмо на коре - оно из леса. Кто прислал? Посмотрите, много животных. Как вы думаете, на какие 2 группы их можно разделить?

На доске картинки животных: еж, медведь, барсук, енот, волк, заяц, рысь, лиса, белка.

  • 1 группа - животные, которые зимой спят;
  • 2 группа - животные, которые встречаются в лесу зимой.

Пальчиковая гимнастика.

"Еж, медведь, барсук, енот, спят зимою круглый год.

Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдешь в лесу."

- Кто из этих животных мог прислать письмо?

1. ВОЛК. Что он любит? Он хищник, любит мясо. Корой не питается. Это письмо не от него, но он предлагает задания, поиграть с ним. Но сначала скажем какой он? (серый, зубастый, голодный, злой, сердитый).

Игра "Жадина". Корзинка с подарками, но волк все забрал, только и говорит: мой, моя, мое, мои.

С жадиной никто не дружит. Посмотрите звери спрятались от него.

Игра "Чей хвост, чья уши?" (заячьи уши, лисий хвост, беличьи уши)

- Ребята, а может волк такой злой, потому что ему никто ласковые слова не говорит.

Игра "Скажи ласково"

Волк - волчок, ухо-ушко, хвост - хвостик, лапа -лапка,:

Волк стал добрый и отдал нам корзину с подарками.

ЛИСА. (какая она?)

Лиса могла прислать письмо? Что она любит? (ответы детей).

Лиса предлагает игру "Домино" (детеныши ищут свою маму). Дети берут фишки и выстраивают ряд.

В лесу живет лиса с лисятами. В лесу живет белка с бельчатами. В лесу живет зайчиха с зайчатами:

Лиса хитрая, больше трудиться не хочет и предлагает отдохнуть.

Физкультминутка.

"По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
Волк по лесу вечно рыщет
И себе добычу ищет".
(В. Степанов)

3. БЕЛКА. (какая она?) Белка могла нам прислать письмо? Что она любит? (ответы детей)

Игра "Найди где?"

Орехи запасала и они рассыпались, найдите где они?

На пне, под елкой, за березой, в ямке, около сугроба, у норы, рядом с белкой.

Игра "Посчитай" (считаем орехи).

- Белка не присылала письмо. Остался зайка.

4. ЗАЯЦ. (какой он?) Что он любит?

- Да ест кору. Вот у кого День рождения.

А как вы отмечаете свой день рождения? (ответы детей)

Давайте наденем шапочки зверей. Зайке будет приятно. Вон как много гостей.

Расскажем зайке стихи про него.

Дети рассказывают стихи про зайца.

А теперь спляшем вместе с зайцем. Хоровод.

Хорошо повесилились. Давайте подведем итог нашего занятия.

Возьмите игровое колесо. Оно поможет вам вспомнить, что мы делали на занятии.

По схемам вспоминаем игры.

Занятие закончилось, а зайка приготовил вам угощение.