Комплексное занятие в подготовительной к школе группе на тему "Люблю тебя, мой край родной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей о своей стране и о малой Родине в частности;
  • совершенствовать устную речь как средство общения;
  • обогащать словарный запас терминами государственной символики (герб, флаг, гимн, триколор);
  • уточнить знания детей в области ФЭМП (ориентировка во времени, состав числа 10 из 2-х меньших, двузначных чисел, знание точных и условных единиц, измерение расстояний, решение простых арифметических задач);
  • закрепить навыки правильного слогового чтения.

развивающие задачи:

  • формировать логическое мышление;
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения.

воспитывающие задачи:

  • воспитывать любовь к своей стране, родному городу, чувство гордости за русский народ;
  • способствовать становлению интереса к прошлому и настоящему России;
  • поощрять стремление к установлению коммуникативных способностей на основе общения.

Материал к занятию:

демонстрационный: картинки с изображением флагов и гербов разных государств (среди них флаг и герб РФ, Саратовской области и города Саратова), карта Саратовской области.

ТСО: музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор.

раздаточный: 2 набора карточек для игры "Что сначала, что потом" со словами (зерно, пшеница, зерно, мука, хлеб), маркер для письма на доске.

 Ход занятия

Звучит музыка. На ее фоне читаю стихотворение 3. Александровой "Если скажут слово Родина".

- Ребята, а что такое Родина? (ответы детей)

- А что вы представляете, когда слышите слово Родина? (ответы детей)

- Так что же вы считаете своей Родиной? (ответы детей)

- Да, ребята, Родина бывает разная - и Москва, и Энгельс, и все это правильно. Но многие из нас своей Родиной считают город Саратов. Давайте вспомним, откуда же произошло такое красивое "Саратов"? (сары - желтый, тау - гора)

- Правильно, ребята. А теперь расскажите о месте положения города Саратова? (на правом берегу реки Волги, в Саратовской области, в России)

- Совершенно верно. А кто помнит историю города Саратова? (ответы детей)

- И вот, город Саратов постепенно рос и развивался, и стал крупным городом государства Российского. А каждое государство имеет свои отличительные знаки. Какие, назовите их? (флаг, герб)

- Внимательно посмотрите на доску. Вы видите флаги и гербы разных государств. Ваша задача, ребята, найти среди них флаг и герб РФ.

Дети выполняют задание у доски.

- Что означает слово "триколор"? (ответы детей)

- Что символизирует каждый цвет? (к - сила, с - вера, б - мир, правда)

- Ну, что ж, российский флаг - триколор, герб в виде двуглавого орла. А имеет ли свой флаг и герб Саратовская область и город Саратов? (ответы детей)

- Я надеюсь, что вы, конечно же, сможете их найти.

Дети рассказывают в сравнении.

- Молодцы, ребята, вы правильно рассказали и о гербе, и о флаге. Но, как вы думаете, почему на гербе Саратовской губернии присутствуют именно такие элементы, как стерляди и венок из колосьев пшеницы? (ответы детей)

- Действительно, щедра наша саратовская земля и можем гордиться богатствами нашего края, своим хлебом, зерном. А сейчас я предлагаю вам игру "Что сначала, что потом". Вот вам карточки, на которых вы видите слова. Давайте их прочтем.

Дети по очереди читают слова.

- Ребята, расставьте эти слова в правильной последовательности.

Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание за столами.

- А почему вы расставили слова в такой последовательности? (ответы детей)

- Молодцы, ребята!

- А теперь присядьте, пожалуйста, на ковер. Скажите мне: наш город большой? (ответы детей)

- А в нем много улиц? (ответы детей)

- Назовите мне известные вам улицы.

- А какая улица в нашем городе самая длинная по протяженности? (Чернышевского).

- А в каких единицах можно измерить длину улицы (в км).

- А какие вы еще знаете единицы измерения расстояний (м, см).

- А кто назовет условные мерки? (пядь, шаг, полоска).

- Хорошо. А с помощью какого прибора мы измеряем время? (ответы детей)

- Давайте вспомним с вами счет "5" (начинает один, продолжает следующие).

- Для чего мы с вами сделали? (Чтобы удобней считать минуты).

- А сколько минут в одном часе? (60).

- Послушайте задание: наше занятие началось в 9-00. Кто покажет это время?

- Хорошо. А закончится через 40 минут, как урок в школе. Кто покажет время окончания нашего занятия?

- Молодцы.

- А кто подскажет адрес нашего детского сада? (ответы детей)

- Правильно. Номер нашего детского сада 1. Какое это число? (однозначное)

- Почему? (ответы детей)

- А номер дома? (12)

- А какое это число? (Двузначное)

- Кто назовет его состав? (Один десяток, две единицы)

- Молодцы. А теперь мы будем решать задачи. Первое ее число обозначает количество районов в нашем городе. Сколько их? (6)

- Кто назовет их? (ответы детей)

- А в каком районе находится наш детский сад? (В Октябрьском)

- Итак, первое число 6. К нему надо прибавить число, которое обозначает количество парков. Сколь их в городе Саратове? (4)

- Какие, перечислите? (ответы детей)

- Какой арифметический знак следует поставить, если мы прибавляем? (+)

- Сколько всего получилось?(10)

- Кто из вас может назвать все возможные варианты состава числа 10 из 2-х меньших? (ответы детей)

- Следующая задача: первое число означает количество театров Саратова. Сколько их? (4)

- Второе число - количество концертных залов. (2)

- Перечислите их? (ответы детей)

-Третье число - количество цирков.(1)

- Кто запишет задачу на доске?(4+2+1=7)

- Это число означает количество культурных центров нашего города.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы достаточно хорошо знаете родной город. Надеюсь, что вы также и любите его. А сможете ли вы узнать исторические места Саратова, а также памятники великим замечательным людям. Внимание на экран.

Дети узнают по фрагменту, появившемуся на экране телевизора, здание или памятник. Последний кадр - памятник Ю.А.Гагарину.

- Ребята, чем прославился Ю.А.Гагарин? (ответы детей)

- Да, ребята. И мы можем гордиться тем, что первый космонавт учился в Саратовском индустриально-педагогическом техникуме, который теперь назван его именем; и что приземлился великий Гагарин на Саратовскую землю. И не важно, кем ты будешь в будущем - космонавтом, губернатором или министром, важно, чтобы человек знал и любил свой край, свой народ. И я абсолютно уверена, что каждый из вас в будущем вполне достоин стать и директором, и космонавтом, а может быть и президентом. Главное при этом, чтобы каждый из вас был ... Кем, как вы думаете должен быть человек, имя которого и его добрые дела знал весь мир? (ответы детей)

- Вот и закончилось наше необычное занятие. Сегодня вы показали, ребята, хорошие знания о родном крае, любимом городе.