Программное содержание:
образовательные задачи:
- закрепить знания детей о человеческих эмоциях, настроении;
- закрепить умение детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах, выражать и объяснять свою точку зрения;
- продолжать обогащать эмоциональный словарь дошкольников.
развивающие задачи:
- развивать воображение, творческое мышление, уверенность в себе.
воспитательные задачи:
- воспитывать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.);
- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.
здоровьесберегающие задачи:
- закреплять навык сохранения правильной осанки;
- совершенствовать детей в координации и согласовании разных частей тела.
Материалы к занятию:
- демонстрационный: ТСО (мультимедийный проектор, аудиомагнитофон), видео презентация "Эмоции" в Pover Point, аудиозапись мелодий для передачи настроения (Штраус "Полька", Чайковский "Сладкие грезы", Кабалевский "Две плаксы", Григ "Шествие гномов", Мусоргский "Баба Яга");
- раздаточный: клубок шерсти яркого цвета, карточки с названиями эмоций для работы в парах, простые карандаши, чистые листы бумаги.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Вы готовы общаться? (ответ детей)
- Тогда начнем. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов. Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)
- У меня есть "клубочек дружбы", который я передам Веронике. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Дети выполняют задание.
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)
- Оно изменилось? (ответ детей)
- А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? (ответ детей)
- А как можно пожалеть? (ответ детей)
- Как вас жалеют родители? (ответ детей)
- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? (ответ детей)
- Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? (ответ детей)
- Если братик (сестренка) ушиблись? (ответ детей)
- А из-за чего человеку может быть плохо? (ответ детей)
- Молодцы, ребята! Как нам уже с вами известно, мы выражаем свое настроение через эмоции. А сейчас мы поиграем и попробуем отгадать различные эмоциональные состояния. Внимание на экран
Показ слайдов.
- Итак, перед вами изображение (слайд №1), давайте рассмотрим его. Какое настроение у этого человека? (ответ детей)
- Как вы это определили? (ответ детей)
- Почему человеку может стать грустно? (ответ детей)
- А что плохого в том, что он грустный? (ответ детей)
Слайд №2
- Какое настроение изображено на этой картинке? (ответ детей)
- Почему человек злой? (ответ детей)
- Что в этом плохого? (ответ детей)
- А что хорошего? (ответ детей)
Слайд №3
- А как вы назовете это эмоциональное состояние? (ответ детей)
- В каких ситуациях оно возникает? (ответ детей)
Слайд №4
- Что изображено на этой картинке? (ответ детей)
- Когда может появиться такое выражение? (ответ детей)
- Закройте на минутку глаза и представьте, что мы с вами очутились на сцене театра.
Слайд №5
- Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на нашу импровизированную сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей (указываю на остальных детей) - угадать, что показал актер.
- Уставший человек
- Грустный ребенок
- Удивленный человек
- Человек сердится
- Два человека поссорились и обиделись друг на друга
- Радостный человек
- Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)
- Человек, который сильно расстроился
- Добрая волшебница
- Молодцы, ребята, из вас получились замечательные актеры. А сейчас мы с вами послушаем музыку и попробуем отгадать, какое настроение она выражает.
Звучат музыкальные отрывки.
- Как вы думаете, какое настроение передает эта музыка? (ответы детей)
- Ребята, предлагаю вам поделиться на пары.
Дети делятся на пары.
- У меня в руках карточки с названием эмоций. Сейчас каждая пара выберет себе одну из них и, прочитав название, нарисует на лице человека ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость, страх), предварительно договорившись о том, кто и что будет рисовать. Помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы сумеете обо всем договориться.
Дети выбирают карточки и выполняют задание. Во время работы звучит мелодия "Песенка про дружбу".
- Итак, мы очень хорошо с вами поработали. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? (ответы детей)
- А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? (ответы детей)
- Как вы поступите? (ответы детей)
- Спасибо за работу, вы все молодцы, ребята.