Пояснительная записка
В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
Для России в последние десятилетия проблема употребления несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и токсических веществ, табакокурение превратилась в серьёзную угрозу здоровью населения, социальной стабильности и правопорядку.
Актуальность проблемы подтверждают статистические показатели по омской области:
- Из 100 тысяч подросткового населения Омской области 33 подростка страдают хроническим алкоголизмом. Ежегодно на каждые 100 тысяч подросткового населения выявляют 30 человек больных алкоголизмом;
- Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст приобщения к наркотическим средствам и токсическим веществам снизился у девочек до 14,6 года, у мальчиков до 14,2 года;
- Увеличилось число регистрации случаев впервые выявленных заболеваний токсикоманией: 2003 год – 20,2 случаев, 2004 год – 27,9 и в 2005 году – 35,4 случаев на 100 тысяч подросткового населения.
Дети с психофизическими нарушениями в развитии наиболее подвержены к восприятию различных форм негатива: алкоголь, наркотики, табакокурение. Их неблагоприятная социальная среда, иногда просто от безысходности, подталкивает к употреблению психоактивных веществ. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить «Нет!», пока не будет предоставлена детям с особыми образовательными потребностями объективная, доступная информация о вреде психоактивных веществ (ПАВ).
Таким образом, целью программы является: способствовать формированию понятий об основных принципах нравственности, морали и содействие социальной адаптации учащихся путём привития им практических навыков здорового образа жизни.
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
- коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека и получение адекватной информации об изменениях, происходящих с человеком в ходе употребления психоактивных веществ (ПАВ);
- коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти); развитие роста самосознания подростков, умения анализировать и делать правильный выбор;
- коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной к социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью.
Программа тесно связана с нравственным, умственным, физическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей.
Основными принципами программы являются:
– конкретность и доступность предполагает,
что все сведения излагаются ясно и понятно, в
соответствии с подготовленностью;
– выработка индивидуальных и социальных
установок – очень важно, чтобы учащиеся
понимали, что здоровый образ жизни является
проявлением межличностных отношений,
нравственной и психологической культуры
личности;
– правдивость, доверие, поддержка и
стимулирование собственного поиска информации,
познание себя и других.
Принцип построения программы позволяет преподносить материал от простого к сложному, причём многие понятия будут повторяться в течение всего курса. Программа рассчитана на пять лет.
В ходе реализации программы предполагается использование современных компьютерных технологий. Учитывая интерес детей к компьютерным занятиям, можно предположить, что роль занятий по личностному развитию будет велика, а значит и интерес к изучению соблюдения правил ЗОЖ, принципов морали, нравственности возрастёт. Обеспечивается возможность работать над нормализацией эмоциональной сферы и поведения детей, проявляющихся в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, в вялости, апатичности.
На первом этапе реализации программы целесообразно проводить занятия один раз в месяц, т.к. подготовка к нему требует много времени. Важно периодически использовать компьютерные технологии. Программа предполагает в конце курса непосредственное участие учащихся в составлении проекта, в основе которого лежит исследовательская деятельность и представление презентации.
Время реализации программы:
5 класс – 9 часов;
6 класс – 9 часов;
7 класс – 18 часов;
8 класс – 18 часов;
9 класс – 18 часов.
Итого: 72 часа.
По окончании курса дети
должны знать:
- значение здорового образа жизни и здоровья для человека;
- последствия вредного влияния на организм курения, алкоголя, наркотиков;
- причины возникновения и распространения алкоголизма, наркомании;
- влияние вредных привычек на состояние репродуктивной системы мужчин и женщин;
должны уметь:
- проявлять заботу о своём здоровье и здоровье других людей;
- сказать «нет» курению, алкоголю, наркотикам;
- вести здоровый образ жизни;
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию;
- создавать проект в виде мультимедийной презентации.
Тематическое планирование
5 класс. 9 часов
|
Наименование темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Здоровье – богатство на все времена | 1 |
1 |
|
2 |
Привычки и здоровье | 1 |
1 |
|
3 |
вредные привычки | 2 |
1 |
1 |
4 |
Дышим чистым воздухом | 2 |
1 |
1 |
5 |
В здоровом теле – здоровый дух | 1 |
|
|
6 |
Я умею говорить «Нет!» | 1 |
1 |
|
7 | Мы хотим расти здоровыми | 1 |
|
1 |
Итого: | 9 |
6 класс. 9 часов
|
Наименование темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Курение и здоровье | 2 |
1 |
1 |
2 |
Причины курения | 1 |
1 |
|
3 |
Последствия курения для человека | 1 |
1 |
|
4 |
Почему человек курит? | 2 |
1 |
1 |
5 |
Как отстоять свою точку зрения | 2 |
1 |
1 |
6 |
Волевой ли вы человек? | 1 |
1 |
|
Итого: | 9 |
7 класс. 18 часов
|
Наименование темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | 2 |
|
2 |
2 |
Алкоголь – яд! | 1 |
1 |
|
3 |
Алкоголь – величайшее зло человечества | 1 |
1 |
|
4 |
Профилактика алкоголизма | 2 |
1 |
1 |
5 |
Этапы формирования алкоголизма | 2 |
2 |
|
6 |
Во что обществу обходится пьянство? | 1 |
1 |
|
7 |
Кто идёт за «Клинским» | 2 |
1 |
1 |
8 |
Игра «Лекарство для слабых» | 1 |
|
1 |
9 |
Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие | 2 |
1 |
1 |
10 |
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» | 2 |
|
2 |
11 |
Роль рекламы на формирование вредных привычек | 1 |
1 |
|
12 |
Викторина «В плену вредных привычек» | 1 |
|
1 |
Итого: | 18 |
8 класс. 18 часов
|
Наименование темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Здоровье и выбор образа жизни | 1 |
1 |
|
2 |
Как бросить курить? | 1 |
1 |
|
3 |
Права курящих и права некурящих | 2 |
1 |
1 |
4 |
Брейн-ринг «Зона риска» | 1 |
|
1 |
5 |
Психология курения | 2 |
1 |
1 |
6 |
Портрет курильщика | 2 |
1 |
1 |
7 |
Профилактика вредных привычек | 2 |
1 |
1 |
8 |
Ценить себя – это значит ценить других | 1 |
1 |
|
9 |
Причуды истории | 1 |
|
1 |
10 |
Отказать трудно, но возможно | 2 |
1 |
1 |
11 |
Понятие о созависимости. Формирование созависимости. | 2 |
1 |
1 |
12 |
Передавая проблему дальше | 1 |
1 |
|
Итого: | 18 |
9 класс. 18 часов
|
Наименование темы |
Часы |
Теория |
Практика |
1 |
Наркомания – знак беды | 1 |
1 |
|
2 |
Наркотики мой яд | 1 |
1 |
|
3 |
Наркоман. Какой он? | 2 |
2 |
|
4 |
Скажи «нет» наркотику | 2 |
1 |
1 |
5 |
Если друг оказался вдруг | 1 |
|
1 |
6 |
Чума XX века – СПИД | 2 |
1 |
1 |
7 |
Хозяин судьбы | 1 |
|
1 |
8 |
Выработка хороших привычек | 2 |
|
2 |
9 |
Создание проекта «Здоровье класса – в наших руках» | 6 |
|
6 |
Итого: |
18 |
Содержание программы
5 класс (9 часов)
Тема 1. Здоровье – богатство на все времена. (1 ч)
Роль здоровья в жизни человека. Познакомить с факторами, влияющими на здоровье.
Тема 2. Привычки и здоровье (1ч).
Понятие здорового образа жизни. Определить свои привычки и разделить их на полезные и вредные.
Тема 3. Вредные привычки (2ч)
Показать учащимся, как вредные привычки влияют на поведение и развитие его личности. Эксперимент «Что происходит при курении табака».
Тема 4. Дышим чистым воздухом (2ч)
Дать представление детям кто такой «пассивный» курильщик. Обучение детей диафрагмальному дыханию в игровой форме.
Тема 5. Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух» (1ч)
Проводятся конкурсы между командами детей.
Тема 6. Я умею говорить «нет» (1 ч)
Дать информацию об основных способах и приёмах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды. Информ-дайджест «Не начинать! Почему?».
Тема 7. Зачем тебе это надо? (1 ч)
Круглый стол о вредных привычках. Обобщить полученные знания, сформировать установку на здоровый образ жизни.
6 класс (9 часов)
Тема 1. Курение и здоровье (2 ч)
Информационный материал о табаке. Показать воздействие курения на организм человека. Конкурс рисунков «Заядлый курильщик». Защита своих рисунков.
Тема 2. Причины курения (1 ч)
Ознакомление учащихся с причинами (мотивами) курения. Информ-дайджест «Почему молодые люди начинают курить?».
Тема 3. Последствия курения для человека (1 ч)
Дать представления о последствиях курения для общества и семьи. Влияние курения на здоровье будущего потомства.
Тема 4. Почему человек курит? (2 ч)
Ознакомление с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек. Тест: «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?». Обработка результатов.
Тема 5. Как отстоять свою точку зрения (2 ч)
Продолжить обучение учащихся отстаивать свою точку зрения. Проигрывание ситуаций.
Тема 6. Волевой ли вы человек (1 ч).
Тест «Волевой ли вы человек?». Обработка результатов. Обсуждение отрывка «Том Сойер учится курить» из рассказа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
7 класс (18 часов)
Тема 1. Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни (2 ч)
Просмотр фильма «Чучело» Р.Быкова. Обсуждение
фильма.
Как можно повысить своё самоуважение.
Информ-дайджест «Совместимы ли спорт и курение».
Тема 2. Алкоголь – яд! (1 ч)
Что такое алкоголь и в результате чего он образуется. «Вино входит – ум выходит».
Тема 3. Алкоголь – величайшее зло человечества (1 ч)
Показать опасность употребления алкоголя и разрушительное влияние его на организм человека.
Тема 4. Профилактика алкоголизма (2 ч)
Последствия при употреблении на молодой
организм.
Практическая работа «Валеологический музей».
Тема 5. Этапы формирования алкоголизма (2 ч)
Знакомство с алкоголем.
Стадия регулярного употребления алкоголя.
Стадия навязчивой идеи.
Стадия физической потребности.
Тема 6. Во что обществу обходится пьянство? (1 ч)
Факты об алкоголизме. Влияние алкоголизма на трудоспособность человека.
Тема 7. Кто идёт за «Клинским»? (2 ч)
Чем опасен «пивной» алкоголизм. Психологическая игра «Пирамида».
Тема 8. Игра «Лекарство для слабых» (1 ч)
Изучение проблемы злоупотребления спиртными напитками, пьянства и алкоголизма.
Тема 9. Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие (2 ч)
Как алкоголизм влияет на отношения между
членами семьи. Рекомендации учащимся, если они
вдруг окажутся в одном помещении с опьяневшим
человеком.
Конкурс плакатов в группах «Остров мечты».
Защита плакатов.
Тема 10. «Посеешь привычку – пожнёшь характер» (2 ч)
Мини-сочинение «Посеешь привычку – пожнёшь
характер».
Игра упражнение «Сорняки и розы».
Тема 11. Роль рекламы на формирование вредных привычек (1 ч)
Познакомить с приёмами рекламы и уловками
рекламодателей.
Реклама и закон.
Тема 12. Викторина «В плену вредных привычек» (1 ч)
Закрепление и расширение знаний учащихся о пагубных вредных привычках.
8 класс (18 часов)
Тема 1. Здоровье и выбор образа жизни (1 ч)
Курение и болезни. Курение и потомство.
Тема 2. Как бросить курить (1 ч)
Просмотр фильма «Подростковое курение».
Обсуждение фильма.
Информ-дайджест «Юрий Горный советует».
Тема 3. Права курящих и права некурящих (2 ч)
Обсуждение этических аспектов курения.
Разработка справедливых с точки зрения детей
правил социальных взаимоотношений курящих и
некурящих в обществе.
Тема 4. Брейн-ринг «Зона риска» (1 ч)
Изучение причины и последствий возникновения и распространения алкоголизма и курения.
Тема 5. Психология курения (2 ч)
Ознакомление с психологическими механизмами
привыкания к курению.
Информация для девушек.
Тема 6. Портрет курильщика (занятие-практикум) (2 ч)
Анкетирование сверстников и взрослых. Обработка результатов. Составление диаграммы.
Тема 7. Профилактика вредных привычек (2 ч)
Стратегия разрешения проблем. Стратегия избегания. Развитие навыков эмпатии, социальной компетентности. Выбор и ответственность. Способы решения проблем и времяпровождения.
Тема 8. «Ценить себя – это значит ценить других» (1 ч)
Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Тема 9. Игра «Причуды истории» (1 ч)
Познакомить с историческими традициями и опытом борьбы человечества против вредных привычек.
Тема 10. «Отказать трудно, но возможно» (2 ч)
Продолжение знакомства с разными способами отстоять своё мнение, отработка навыков отказа.
Тема 11. Понятие о созависимости. Формирование созависимости. (2 ч)
Созависимость как комплекс особых приобретённых черт личности. Симптомы созависимости. Анкета для выявления созависимости. Обработка данных.
Тема 12. Передавая проблему дальше (1 ч)
Познакомить учащихся о влиянии ПАВ на неродившегося ребёнка, семью и общество.
9 класс (18 часов)
Тема 1. Наркомания – знак беды (1 ч)
Что такое наркомания. История появления наркотиков.
Тема 2. Наркомания – мой яд (1 ч)
Что такое наркотики. Как наркотики влияют на организм человека.
Тема 3. Наркоман. Какой он? (2 ч)
Внешний вид наркомана. Мотивы начала
злоупотребления наркотиков.
Просмотр видеороликов. Обсуждение.
Тема 4. Скажи «нет» наркотику (2 ч)
Дать понятие кто такой наркоторговец. Познакомить с методами отказа от употребления наркотиков.
Тема 5. Если друг оказался вдруг…(круглый стол) (1 ч)
Обсуждение вопросов. Решение заданий с различными ситуациями.
Тема 6. Чума XX века – СПИД (2 ч)
Как появился и распространялся ВИЧ. Может ли человек защитить себя от ВИЧ – инфекции. Тест «Что ты знаешь о СПИДе?». Ответы на вопросы учащихся врача-нарколога ЦРБ.
Тема 7. Хозяин судьбы (урок-игра) (1 ч)
Продолжать развивать умение принимать решение
и нести за него ответственность.
Формирование чётких позиций, оценочных суждений
в отношении тех или иных аспектов ПАВ.
Тема 8. Выработка хороших привычек (2 ч)
Анализ как формируются хорошие привычки. Составление рассказа (истории) о появлении у учащихся одной из хороших привычек. Защита.
Тема 9. Создание проекта «Здоровье класса в наших руках» (6 ч)
I этап – разработка проекта (2 ч).
- Распределение обязанностей.
- Сбор информации.
- Анализ собранного материала.
II этап – оформление результатов, создание проекта (3 ч).
- Создание мультимедийной презентации.
- Создание памяток для учащихся данной школы.
III этап – защита проекта (1 ч).
- Представление презентации учащимся данной школы.
Список литературы:
- Алибаева Светлана «Зачем тебе это надо?»/журнал «Здоровье детей» №20, 16-31 октября, 2008.
- Александрова В.Ю., Александров А.А. «Курение и его профилактика в школе», Москва, 1996.
- Безух Ксения «Выбор за тобой»/журнал «Здоровье детей» №16, 16-31 августа, 2008.
- Волкова Светлана. Учебный курс «Профилактика употребления психоактивных веществ» (9 класс)/журнал «Здоровье детей» №15, 1-15 августа, 2008.
- Гамаюнова А.Н., Якунчев М.А. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида/журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №6, 2007.
- Громова Ю.О., Сухарева И.Б. «Вся, правда, о курении»/журнал «Классный руководитель» №5, 2007.
- Деларю В.В. Губительная сигарета. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987.
- Дроздова В.А., Чащина Л.П., Титов К.С. Раннее выявление наркологических расстройств у несовершеннолетних./Омск – 2007.
- Евстратова О. Сделай свой выбор!/журнал «Здоровье детей»№21, 1-15 ноября, 2007.
- Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
- Захаров Ю. Признаки употребления наркотиков подростком./журнал «Воспитание школьников» №1, 2000.
- Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Корчагина Юлия. Родители-алкоголики и их дети. Есть ли надежда?/журнал «Здоровье детей» №19, 1-15 октября, 2008.
- Коцага В. Остановим наркоманию/Журнал «Здоровье детей» №16, 16-31 августа, 2006.
- Ляхович А., Лозовская А. Компьютер против наркотиков./журнал «Здоровье детей» №4, 16-28 февраля, 2007.
- Мосеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков: Учебное пособие для обучающихся 7-9 классов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
- Пантелеева О. Здоров будешь – всё добудешь./журнал «Здоровье детей» №9, 1-15 мая, 2006.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2006.
- Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников/авт. сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Чермашенцева Л. Дышим чистым воздухом!/журнал «Здоровье детей» №23, 1-15 декабря, 2007.