Пояснительная записка
Современная школа динамична, она предъявляет к
ученику массу серьезных требований:
ответственно относиться к школе, выполнять
требования и правила школьной жизни, обладать
развитыми волевыми качествами, организованно
вести себя на уроке. Маленькому человеку
необходимо умение наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленной
задачи, для чего необходимо развитие
отвлеченного, логического мышления.
В решении многих из перечисленных вопросов в
состоянии помочь введение занятий игры в
шахматы. Ведь игровая деятельность детей сильно
влияет на формирование произвольных психических
процессов, в игре у ребят развиваются
произвольное внимание и память. В условиях игры
дети лучше сосредотачиваются и больше
запоминают. Игра в шахматы организует чувства
ребенка, его нравственные качества, способствует
развитию у детей ориентированию на плоскости,
учит их запоминать, сравнивать, обобщать,
предвидеть результаты своей деятельности, а
также развивает усидчивость, внимательность,
самостоятельность, терпеливость и
изобретательность.
Для реализации этих целей и разработана эта
программа.
Цель программы: научить играть в шахматы, читать и записывать шахматные партии, овладеть умением играть на компьютере.
Задачи программы:
- Сформировать у учащихся понятие об игровых возможностях шахматных фигур.
- Научить учащихся оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
- Продолжить работу над развитием логического, тактического и стратегического мышления учащихся.
- Развивать у учащихся память, воображение, силу воли, культуру общения через применение дидактических шахматных игр.
- Воспитывать у школьников ответственность, предусмотрительность, внимательность, сосредоточенность и порядочность в поведении.
Основным средством обучения шахматам на начальном этапе являются опорные схемы, таблицы, макеты. Они позволяют развивать теоретическую основу шахмат, интегрировать их с другими предметами начального цикла, активно развивать внимание, память, воображение ребенка.
Стержневым аспектом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, развивающих логическое, тактическое и стратегическое мышление учащихся. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, волевое управление поведением.
К концу первого года обучения дети должны знать:
1. Шахматные термины
2. Белое и чёрное поле
3. Горизонталь
4. Вертикаль
5. Центр
6. Партнёры
7. Начальное положение
8. «Белые», «чёрные»
9. Ход. Взятие
10. Длинная и короткая рокировка
11. Шах, мат, пат, «ничья»
12. Названия шахматных фигур: ладья, слон, конь,
ферзь, пешка, король.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
1. Ориентироваться на шахматной доске
2. Играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса
3. Правильно помещать шахматную доску между
партнёрами
4. Правильно расставлять фигуры перед игрой
5. Различать вертикаль, горизонталь и диагональ
6. Рокировать
7. Объявлять шах
8. Ставить мат
9. Решать элементарные задачи на взятие и защиту
фигур.
Программа рассчитана на факультативные
занятия с учащимися первого года обучения игре в
шахматы и предусматривает 68 шахматных занятия
(два занятия в неделю).
На каждом занятии прорабатывается элементарный
шахматный материал с углубленной проработкой
отдельных тем, а также использование
занимательного материала: шахматные сказки,
ребусы, загадки, шарады, дидактические задачи,
викторины.
По окончании курса проводится тестирование,
вопросы тестирования прилагаются. (Приложение)
Примерный тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1-5 |
Шахматная доска |
5 ч. |
6-10 |
Шахматные фигуры |
5 ч. |
11-14 |
Начальное положение |
4 ч. |
15-17 |
Ладья |
3 ч. |
18-21 |
Слон |
4 ч. |
22-24 |
Ладья против слона |
3 ч. |
25-28 |
Ферзь |
4 ч. |
29-31 |
Ферзь против ладьи и слона |
3 ч. |
32-35 |
Конь |
4 ч. |
36-38 |
Конь против ферзя, ладьи, слона |
3 ч. |
39-42 |
Пешка |
4 ч. |
43-45 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
3 ч. |
46-49 |
Король |
4 ч. |
50-52 |
Король против двух фигур |
3 ч. |
53-55 |
Шах |
3 ч. |
56-58 |
Мат |
3 ч. |
59-61 |
Ничья. Пат |
3 ч. |
62-64 |
Рокировка |
3 ч. |
65-66 |
Шахматная партия |
2 ч. |
67 |
Шахматная партия |
1 ч. |
68 |
Повторение материала |
1 ч. |
Итого: |
68ч. |
Литература:
1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там
клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник
для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1998.
2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и
учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там
клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая
тетрадь для четырехлетней начальной школы.
Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
4. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране.
– М.: Педагогика, 1991.
5. Сухин И.Г. Котята-хвастунишки // Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая школа, 1994. – Вып. 3.
6. Сухин И.Г. Удивительные приключения в
Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.:
Детская литература, 1980.
8. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. –
Л.: Детская литература, 1985.
9. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в
Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
10. Учебно-методическое пособие «Шахматы в школе».
Рекомендовано городским методическим кабинетом
ГУО. Редактор: Шакиров Р.М. Составители: Телепенин
Н.М., Валеев Р.Г.