Дидактические цели урока:
Учебная цель:
Углубить и обобщить знания учащихся о металлах: положение металлов в периодической системе, строение простых веществ – металлов, нахождение в природе, способы получения металлов.
Развивающая цель:
- Продолжить формирование познавательного интереса к химии, выстраивание связей: состав —> строение —> свойства —> применение. Формирование целостной естественно-научной картины мира путём интеграции науки химии с биологией, географией, физикой. Показать прикладное значение изучаемых вопросов.
- Продолжить формирование таких общеучебных умений и навыков, как умение выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, строить умозаключения, т.е. привитие учащимся исследовательских навыков; умений самостоятельно работать с учебной литературой и составлять конспект по заданной теме.
Воспитательная цель:
Развитие коммуникативных качеств учащихся, чувства взаимопомощи, умения работать в условиях соревнования, способствовать обучению специфическим умениям коллективной деятельности.
Оборудование, оформление кабинета
Подготовлена слайдовая презентация по металлам; на доске нарисована заготовка – “будущий” конспект по теме “Металлы”.
На столе учителя: цветные жетоны
На столах учащихся: листы с учебной информацией, периодические системы, конспекты – заготовки с “пробелами”, сигнальные карточки с № 1-4 для проведения экспресс-теста.
Ход урока
I этап. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке речь будет идти о хорошо знакомых вам элементах и простых веществах. Каких именно – постарайтесь догадаться сами. Я предлагаю вам по данным в слайдах подсказках “узнать” элемент и обосновать свою гипотезу. В ходе работы можно заработать жетоны, которые в конце урока переведем в оценки. По подсказкам на слайдах учащиеся догадываются, что речь идет об элементах и простых веществах: железо, алюминий, медь, натрий, серебро.
Каким одним словом можно объединить угаданные элементы? Все они металлы.
Учитель предлагает учащимся найти на парте металлические предметы и просит одного из учеников их перечислить, а также объяснить, каким образом он разделил предметы на металлические и неметаллические. Выясняется, что все металлы имеют сходные физические свойства: металлический блеск, электро– и теплопроводность, они пластичные, ковкие.
Причина сходства физических свойств металлов, видимо, кроется в их строении. Делается акцент на то, что самым важным умением, приобретенным на уроке, является умение выстраивать связь: состав —> строение —> свойства —> применение металлов.
II этап
.Перед каждым учащимся лежит заготовка – “будущий” конспект с большим количеством пробелов, которые надо будет заполнить (см. приложение 1). Предлагается в течение 5 минут поработать с текстом (см. приложение 2), заполнить пробелы в своем блоке и быть готовым рассказать одноклассникам о своем блоке учебного материала. Микрогруппы учащихся самостоятельно работают над следующими вопросами темы:
1) Положение металлов в Периодической системе,
особенности строения атомов металлов;
2) Химическая связь, кристаллическая решетка у
металлов и сплавов;
3) Классификация металлов;
4) Нахождение металлов в природе;
5) Получение металлов.
Представителям микрогрупп предлагается “поделиться” ключевой информацией по своему блоку с одноклассниками; одновременно заполняются пробелы в конспекте.
III этап
.Учитель предлагает учащимся ответить на
вопросы экспресс-теста по теме “Металлы” при
помощи сигнальных карточек с № ответов 1-4.
А) У большинства металлов на внешнем уровне число
электронов:
1) 4-8; 2) 1-3; 3) 5; 4) 0.
Б) В металлах и сплавах кристаллическая
решетка:
1) ионная; 2) атомная; 3) металлическая; 4)
молекулярная.
В) В каком виде можно обнаружить в природе
серебро?
1) в виде самородков и в виде соединений; например,
сульфидов;
2) исключительно в виде солей;
3) в виде оксида и гидроксида серебра;
4) в виде соединения – нитрата серебра.
Г) Каким промышленным способом получают
металлический натрий?
1) электролизом раствора NaCl;
2) электролизом расплава NaCl;
3) пирометаллургическим способом;
4) гидрометаллургическим способом.
Д) Какое физическое свойство не характерно
для металлов:
1) пластичность; 2) электропроводность; 3)
теплопроводность; 4) хрупкость.
Учитель просит поднять руки тех, кто дал 4 или 5
правильных ответов. Эти учащиеся успешно усвоили
учебный материал. Тем, кто дал 3 и менее
правильных ответа, советует еще раз вернуться к
повторению данной темы.
Учитель отмечает самых активных учащихся,
заработавших наибольшее количество жетонов,
подводит итог урока, благодарит учащихся за
работу. Подчеркивает, что полученные учащимися
умения необходимы для научно-исследовательской
деятельности.
В финале урока можно сделать мини-фейерверк,
поджигая пропитанные солями различных металлов
и высушенные комочки ваты, объяснив, что цвет
пламени зависит от иона металла, входящего в
состав соли.
Заключительное слово учителя:
Сегодня на уроке я вам выдавала жетоны, а теперь
попрошу вас оставить мне на память жетоны, они
будут отражать ваше состояние на уроке.
– жетон красного цвета – активность;
– жетон жёлтого цвета – интересно;
– жетон зелёного цвета – полезно;
– жетон серого цвета – скучно.
Можно воспользоваться жетонами разных цветов.