Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока, мобильный класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.
2. Сообщение темы и целей урока:
Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие по Океану Орфографических знаний.
– Что это за наука, Орфография? Что она изучает?
Перед долгим путешествием моряки обычно запасаются провизией. Продукты должны быть полезными и богатыми витаминами, чтобы моряки оставались здоровыми в долгом плавании.
3. Словарный диктант:
– Какие продукты содержат больше всего витаминов?
Правильно, овощи и фрукты. Проведем словарный диктант. Запишем словарные слова в тетрадь, орфограммы выделяем.
– какой овощ в Италии называют “ золотым
яблоком”?
– ни окон, ни дверей, полна горница людей,
– расту в земле на грядке я, красная, длинная,
сладкая.
– десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках.
– сто одёжек, и все без застёжек.
Словарная работа: Помидор, морковь, капуста, горох, огурец.
Чтение и проверка словарных слов. Составление с одним из них предложения. Провизией запаслись, отправляемся в путь.
Хорошо бы если нам сопутствовали безветренные, солнечные дни. Как называются эти дни? (Погода)
– А когда на улице снег, дождь, метель. Как называются эти дни? (Непогода)
Напишем эти слова с новой строчки в тетрадь. Составьте устно два предложения с этими словами. (На улице солнечная погода. По радио объявили прогноз погоды. На улице непогода. Осенняя непогода.)
4. Мы начинаем наше путешествие, отправляемся в путь.
Приближаемся к острову Безударных гласных. Правит этим островом королева Ударение.
– Почему, как вы думаете?
Повторим правило проверки безударных гласных.
Безударный, хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
– Но вот беда, некоторые безударные гласные попали в плен к акуле. Освободим их и поставим их на свои места.
Вставьте пропущенные безударные гласные в слова, устно подбирая проверочные слова.
Дети выполняют тест на ноутбуках.
К…менистое дно,
м…рской к…нек,
м…л…дая чайка,
к…товая акула,
В…лнуется море,
вд…леке от острова,
п…тнистый осьминог,
к…лючий ерш,
с…леные брызги.
Проверка. Молодцы, вы успешно справились с заданием.
5. Плавание продолжается!
На нашем пути остров Парных согласных. Здесь еще утро, звуки не проснулись. Произнесите звуки парами, и они тут же проснуться.
Этим островом правит господин Гласный.
– Не догадались почему?
Повторим правило проверки парных согласных.
Звук согласный проверяй:
Рядом гласный подставляй.
Сейчас мы докажем что умеем находить ошибкоопасные места в словах, положение парной согласной в слабой позиции.
Чтение текста:
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из– под камня краб. Упал из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.
Задание: выписать из текста слова с парными согласными, требующие проверки, запишите их в тетрадь, подобрав и записав проверочные слова.
– Какие слова выписали?
Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием. Отправляемся дальше.
6. Приближаемся ещё к одному острову.
На этом острове живут медузы. Чтобы медузы нас не ужалили, мы должны проплыть незамеченными. Для этого мы должны точно скопировать их. Красиво встали. Медузы нас не заметили молодцы. Теперь мы можем плыть дальше.
7. Наш корабль приближается еще к одному острову.
Да это же пираты!
Их остров называется Безграмотландия! Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты приготовили вам задание. Они записали текст, но так как они не знакомы с орфографией, то допустили ошибки. Вы должны их исправить, иначе и мы останемся на этом острове.
Докажем что мы хорошо знаем правила орфографии.
Дети исправляют ошибки в тексте сначала на ноутбуках, потом на интерактивной доске, с доказательством.
Марские жытели известные хитрецы. Ани лофко прячутся от сваих врагов.
8. Итог урока.
Итак, мы успешно справились еще с одним испытанием и отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота задают вам два вопроса:
– Какие два правила учат вас правильно писать буквы в корне слова?
– Приведите свои примеры.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– чему учились?
– достигли ли цели?
– у кого были затруднения?
– удалось ли с ними справиться?
– Я благодарю вас за урок и награждаю