Химические реакции

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Повторить отличия химических явлений от физических.
  • Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций.
  • Дать первоначальное понятие о классификации химических реакций по признаку выделения и поглощения теплоты.
  • Показать значение химических реакций в природе и жизни человека.
  • Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.
  • Продолжать воспитывать в учениках патриотическое чувство гордости за вклад в развитие науки отечественных ученых.

Оборудование:12 химических стаканчиков, магазинные весы, керамическая плитка для опыта «вулкан», спички, кусочек сахара, бумажный пепел, пинцет или тигельные щипцы для удерживания кусочка сахара.

Реактивы: растворы:хлорида меди (II), гидроксида натрия, серной кислоты,хлорида бария,карбоната натрия; кусочек мела или мрамора; кристаллы бихромата аммония, порошок магния. (В химические стаканы заранее разливаются и подписываются необходимые реактивы, согласно содержанию опытов)
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация (Приложение 1)

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: изучение нового материала.

Применяемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, проблемно-поисковые и другие.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока посвящена химическим реакциям. Презентация (Приложение 1, слайд 1)
Сегодня нам с вами предстоит (Приложение 1, слайд 2):

  • Узнать, что такое химическая реакция.
  • Выяснить, по каким признакам можно определить химическую реакцию.
  • Выяснить, при каких условиях протекает химическая реакция.
  • Узнать, как классифицируют химические реакции.

1 этап. Активизация знаний

Для этого мысейчас вспомним, какие явления относятся к физическим, а какие –  к химическим. (Приложение 1, слайд 3).
Демонстрируются слайды,  ученики определяют вид явления. (Приложение 1, слайды  4-9)
В процессе демонстрации учитель задает вопрос:
– Как вы определили, что это химическое явление?
– Что происходит с атомами веществ, из которых они состоят? (Приложение 1, слайд 10)
Предполагаемый ответ: «Было вещество с одними свойствами, а получилось вещество с другими свойствами. Атомы перегруппировались».
Учитель: Давайте дадим формулировку химическим реакциям. (Приложение 1, слайд  11). Теперь мы с вами будем пользоваться понятием «химическая реакция».

2 этап. Химические реакции и признаки их протекания

– Скажите, по каким признакам можно узнать химическую реакцию?

Ученики говорят известные им признаки.

Учитель: Для того, чтобы убедиться в правильности ваших ответов предлагаю вам разделиться на 4 группы по признакам:

1 группа – те, кто любит все нюхать
2 группа – те, кто любит наблюдать
3 группа – те, кто любит смешивать
4 группа – те, кто любит поджигать

Это делается вместо разминки. Учащиеся с оживлением собираются в группы. Большинство ребят попадет в группу «Поджигателей». Количество человек в группе не имеет значения. Группам присваиваются названия : 1 – «Нюхачи», 2 – «Наблюдатели», 3 –  «Смешарики», 4 – «Поджигатели».

Группам выдаются коробочки с реактивами и инструкции, задаются вопросы по технике безопасности.

– «Нюхачи», как правильно нюхать вещество?
– «Наблюдатели», в какую сторону нужно держать пробирку, в которой идет реакция?
– «Смешарики», можно ли пробовать вещества на вкус?
– «Поджигатели»,как правильно зажигать спички?

Учащиеся занимают свои места и выполняют лабораторные опыты.

1 группа выполняют опыт с кусочком мела и раствором кислоты (обнаруживают выделение пузырьков газа)

2 группа выполняют опыт с окрашенной фенолфталеином щелочью (обнаруживают изменение окраски)

3 группавыполняют опыт с получением гидроксида меди (наблюдают выпадение осадка)

Пока первые три группы сливали свои реактивы, 4 группа, готовила опыт «Вулкан». Ввиду зрелищности этого опыта следует показать его на демонстрационном столе с помощью учителя, чтобы видно было всем.

Учитель: Итак, опыты проведены. Скажите, пожалуйста, какие признаки вы увидели?

Учащиеся называют, учитель подтверждает на слайде  12 (Приложение 1), учащиеся записывают.

3 этап. Условия течения реакций

Учитель: Теперь нам предстоит ответить на вопрос «Каковы условия протекания химических реакций». Ребята, что мы сделали, чтобы реакция произошла?

Предлагаются ответы учащихся, учитель уточняет: (Приложение 1, слайд 13)

  • Соприкосновение
  • Подача теплоты. (Опыт «Вулкан». Для этой реакции требуется первоначальная подача теплоты, а потом реакция идет сама и теплота выделяется. Такие реакции называются «экзотермическими», т.е. выделяющие тепло.  Есть такие реакции,  для которых нужна постоянная подача теплоты, они называются «эндотермическими», т.е. поглощающие тепло.) (Приложение 1, слайд 14)
  • Катализатор. Сейчас продемонстрируем опыт, который нам покажет еще одно условие.

Опыт «волшебная палочка» или самовоспламенение спиртовки, либо возгорание кусочка сахара при помощи пепла. (Демонстрирует учитель)

Даем понятие о катализаторе как веществе, которое может заменить подачу тепла и тем самым ускорить реакцию. (Приложение 1, слайд 15)

Катализаторы – вещества, ускоряющие химическую реакцию.

4 этап. Закон сохранения массы веществ

Учитель: Ребята, перед нами возникла проблема: Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции? (Приложение 1, слайд 16)
Предлагаю каждой группе подойти к весам со своим набором веществ и проделать следующее: взвесить ваши вещества до реакции, смешать и убедиться в том, что произошла химическая реакция. Затем взвесить ваши продукты после реакции.

1 группа учащихся взвешивают 2 стаканчика с растворами хлорида бария и серной кислоты. Затем сливают содержимое одного стаканчика в другой. Наблюдают выпадение белого осадка сульфата бария и снова взвешивают оба стаканчика.
2 группа учащихся аналогично поступают с окрашенным фенолфталеином  раствором щелочи и избытком кислоты.
3 группа учащихся аналогично поступает с полученным в 1 опыте раствором гидроксида меди и кислотой.
4 группа учащихся аналогично поступает с карбонатом натрия и кислотой.

В результате только у 4 группы показатели изменятся. Учитель задает вопрос: почему?
Учащиеся должны заметить, что выделился газ, и поэтому масса стала меньше. Учитель уточняет, что именно поэтому рядом с формулой газообразного вещества ставится стрелка, направленная вверх.

Делаем вывод: (Приложение 1, слайд 17) «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате ее».Этот закон открыл наш отечественный ученый М.В. Ломоносов, а подтвердил А.Л. Лавуазье. (Приложение 1, слайды 18-19) Найдите их портреты в галерее ученых на стенде.

5 этап. Закрепление

Учитель: Итак, ребята, теперь вы можете ответить на все поставленные в начале урока вопросы. (Приложение 1, слайд  2)

III. Задание на дом: (Приложение 1, слайд 20) §26, упр. 1-3.

Инструкции к опытам 2 этапа

1 группа

Прилейте в стаканчик с мелом раствор кислоты из другого стаканчика. Что наблюдаете?

2 группа

Прилейте к раствору малиново цвета раствор кислоты. Что наблюдаете?

3 группа

Прилейте к раствору голубого цвета раствор щелочи. Что наблюдаете?

4 группа

Насыпать горкой на керамическую плитку кристаллическое вещество оранжевого цвета, добавить порошок магния. Поджечь спичкой. Что наблюдаете?

Инструкция к опытам 4 этапа

1-4 группа

  • Взвесить стаканчики с растворами выданных веществ
  • Запишите  вес
  • Вылить содержимое одного стакана в другой и снова взвесьте оба стакана
  • Сравните общий вес двух стаканов до и после реакции
  • Сделайте вывод.