Классный час "Свиристелкины посиделки, или В гости к зимующим птицам"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цель классного часа: продолжить знакомство с зимующими птицами, познакомить с их многообразием; дать представление о происхождении названий некоторых птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся; развивать познавательную активность.

Оборудование: мультимедиа; книги о зимующих птицах; кормушки; семена и зёрна растений.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

– Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего классного часа вы должны угадать загадку.

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

– Сегодняшний наш классный час посвящен птицам и не просто птицам, а зимующим птицам. (Слайд 1)

Птицы – это тайна и красота.
Птицы – наши друзья.

Невозможно даже представить нашу землю без птиц! (Слайд 2)

– Много птиц с приходом осени улетает в тёплые страны, но много из них остаётся зимовать с нами. Сегодня мы вспомним всех зимующих птиц, с которыми уже знакомы и познакомимся с новыми. Узнаем много нового и интересного о них. (Слайд 3)

2. Загадки о птицах. (Слайд 4)

– Разгадав загадки, мы узнаем, какие птицы зимуют у нас

1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) (Слайд 5-6)

2. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь) (Слайд 7-8)

3. У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова) (Слайд 9-10)

4. Вот опять гнездо себе я
Мастерю в печной трубе.
И туда, на крышу дома
Тащу ветки и солому,
Натаскаю ваты, пуха -
Хорошо птенцам и сухо!
Сгодится для гнезда любая палка.
Эта птица, друзья, … (Галка) (Слайд 11-12)

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом. (Клёст) (Слайд 13-14)

6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица) (Слайд 15-16)

7. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке, атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) (Слайд 17-18)

3. Это интересно (Слайд 19)

– Наши далёкие предки, наблюдая за птицами, за их поведением, необычностью окраски давали им названия. А вы хотите узнать, почему некоторые зимующие птицы названы так и не иначе?

Сойка или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой. (Слайд 20)

Клёст. Название птицы клёст произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как будто сдавлен, сжат. (Слайд 21)

Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово “свирест” со значением “свист”, “визг”. Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова. (Слайд 22)

(рассматривание свирели, прослушивание её звучания) (Слайд 23)

Поползень. Своё имя эта птица получила от слова “ползать”. Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. (Слайд 24)

Снегирь. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. (Слайд 25)

Дрозд. Дроздов существует несколько видов. Один из низ дрозд-рябинник. Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод они поедают огромное количество насекомых. (Слайд 26)

4. Живые синонимы (Слайд 27)

– Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

Наблюдая за поведением птицы и человека, и родились эти меткие сравнения.

Болтать или трещать, как… (Сорока)

Щебетать, весело переговариваться, как … (Воробей) (Слайд 28)

Накаркать (накликать беду), как… (Ворона)

Долбить (говорить одно и то же) как … (Дятел) (Слайд 29)

Ворковать, как … (Голубь)

Глухой (плохо слышащий), как … (Глухарь) (Слайд 30)

5. Узнай меня (Слайд 31)

– А сейчас зимующие птицы просят узнать их по тому описанию, которое они дают.

1. Я – зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель)

2. Я – птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям. (Поползень) (Слайд 32)

3. Я – птица, которая высиживает птенцов зимой. (Клёст)

4. Я вечно трещу, скачу с ветки на ветку, поднимаю шум, как кого – то увижу, дёргаю хвостом. (Сорока) (Слайд 33)

5. Я – птица, которую называют пернатая кошка. (Сова)

6. Я – птица, которая ночует, зарывшись в снег. (Тетерев) (Слайд 34)

6. Шифровка. (Слайд 35)

  • Давайте расшифруем ребусы, в которых спрятались названия зимующих птиц.

Ответы: воробей, сорока, снегирь, ворона, дрозд. (Слайд 36-40)

7. Узнайте нас. (Слайд 41)

– Мы узнали уже много нового и интересного о зимующих птицах. Сейчас они спрятались от нас и просят узнать их.

Ответ: свиристель, воробей, снегирь, ворона. (Слайд 42-43)

8. Птичья столовая. (Слайд 44 -45)

– Мы вспомнили многих зимующих птиц, с которыми уже были знакомы, познакомились с новыми. А кто знает, чем питаются птицы зимой? (ответы детей)

– Сейчас для птиц наступает самое трудное время. Природные запасы кончаются, и они нуждаются в нашей помощи. Мы можем помочь зимующим птицам, смастерив для них разнообразные кормушки сами или попросив помощи взрослых. (Слайд 46)

(Рассматривание выставки кормушек сделанных учащимися)

– Что же любят наши пернатые друзья?

Семена подсолнечника (Снегирь, воробей, синица, поползень). (Слайд 47)

Просо и пшено (Голубь, воробей, чечётка, свиристель) (Слайд 48)

Арбузные и дынные семечки (Синица, поползень, сорока, дятел) (Слайд 49)

Овёс или овсяная крупа (Воробьи, чечётки, синицы, галки) (Слайд 50)

– Сделав кормушку и положив в неё корм, вы увидите, как много пернатых прилетит, полакомиться вашим угощением. (Слайд 51)

9. Подведение итогов.

– Давайте подведём итог нашего классного часа. С какими зимующими птицами познакомились? (ответы детей)

– Как каждый из нас может помочь зимующим птицам? (ответы детей).

– О зимующих птицах вы можете прочитать и в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке.

(Рассматривание выставки книг посвященных зимующим птицам)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну. (Слайд 52)

– А сейчас давайте мы возьмём наши кормушки и повесим их на деревья возле нашей школы и будем подкармливать птиц зимой.