Цели:
- Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
- Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
- Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
- Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
- Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Оборудование:
- Словари.
- Репродукция картины “Похищение Европы” из коллекции “Великие художники”.
- Таблицы “Лексика и фразеология”, “Стили речи”.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Лексика”.
2. Проверка домашнего задания
Опираясь на таблицу, вспомните основные понятия лексикологии:
Лексикология (lexikos---слово, logos---учение) |
устаревшие |
диалектизмы |
заимствованные |
профессионализмы |
неологизмы |
эмоционально окрашенные |
жаргонизмы |
Фразеология phrasis---выражение, logos---учение) |
- Какие слова называют диалектизмами? Професионализмами? Жаргонизмами? Исконно русскими? Заимствованными?
- Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?
- Чем архаизм отличается от историзма?
- Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова?
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучают фразеологизмы?
3. Словарный диктант
Реформа, ракета, атмосфера, солдат, изобретение, бордовый, поражать, печатать, маринист, иллюстрация, библиотека, декоративный, негатив, экземпляр, библиография, декорация, биография, этимология, каталог.
- Поставьте ударение в словах; подчеркните буквы, правописание которых нужно запомнить.
- Назовите слова с одинаковыми морфемами, что обозначает эта иноязычная часть? (библиография, библиотека, биография)
- Что такое профессиональные слова? Какие слова можно отнести к профессионализмам? (печатать, иллюстрация, декоративный, негатив, экземпляр, декорация, каталог)
- К каким профессиям их можно отнести?
- Какие слова называют иноязычными? Какие слова пришло в наш язык из латинского? (негатив, декоративный, иллюстрация)
4. Работа с фразеологизмами.
- Известная римская поговорка на латинском языке звучит так: “Quod licet Jovi, non licet bovi” (квод лицет йови, нон лицет бови) (записано на доске), то есть “Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку”.
- Кто такой Юпитер? (Зевс)
- Как вы понимаете этот фразеологизм?
- Происхождение этого фразеологизма связано с греческим мифом о похищении Зевсом красавицы Европы. Напомните, о чём этот миф?
- Надо сказать, что в 1907 году известный художник В.Серов совершил путешествие в Грецию. Очарованный миром античной культуры, он задумал цикл произведений на темы античных мифов. Картина “Похищение Европы” перед вами.
Полотно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией. Серов делает высокую линию горизонта, безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка – Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе. Ее лицо словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка.
Прочитайте текст.
Зевс воспылал страстью к дочери царя Агенора Европе и решил хитростью овладеть ею. Зевс принял облик великолепного быка и смешался со стадом, которое шло берегом моря в Финикию. Там, у моря, как раз гуляла царская дочь. Когда она увидела в стаде удивительного белоснежного быка с небольшими жемчужными рожками, то, подавив страх, стала угощать его цветами и украшать его рога. А когда бык лёг на песок прибрежной косы, красавица, смеясь, села на мощную спину. И тут бык вдруг поднялся, бросился в море и быстро понёсся от берега. При этом пару сразу окружили морские обитатели: киты и дельфины радостно прыгали, тритоны трубили свадебный гимн. Европа, конечно, перепугалась, но чудесный бык открылся ей, сказав, что он Зевс, что скоро они достигнут Крита и там справят свадьбу.
5. Работа с текстом
- Вспомните, что такое синонимы. Выпишите из текста синонимы, употреблённые со словом “бык” (великолепный, удивительный, чудесный)
- Найдите слово, употреблённое в переносном значении. (воспылал, открылся) Составьте два предложения так, чтобы в одном это слово было употреблено в прямом значении, а во втором--- в переносном.
Выпишите однозначное, многозначное слово, омоним. (Европа, открылся, увидела, коса)
- У разных народов есть фразеологизмы, схожие по смыслу и значению этой римской поговорке (на доске). Скажем, “Что можно пану, то нельзя Ивану”, “Каждый сверчок, знай свой шесток”, “Не лезь со свиным рылом в калашный ряд”. Запишите эти предложения.
- Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (предложения на доске):
В одной из статей Г.В.Плеханова читаем Куда идёт конь с копытом, туда не следует соваться раку с клешнёй.
А. П.Чехов в письме к поэту А.Н.Плещееву вопрошал Алексей Николаевич, правда ли, что Вы хвораете? Quod licet Jovi, non licet bovi... Что к лицу нам, нытикам, и дохленьким литераторам, то уж совсем не подобает Вам, обладателю широких плеч.
- Найдите эмоционально окрашенные слова, обозначьте морфемы, с помощью которых они образованы. (Нытикам, дохленьким, рылом, шесток).
- К каким словам относятся слова “хвораете”, “вопрошал”? (устаревшие – архаизмы). Какие слова называют устаревшими? Чем историзмы отличаются от архаизмов?
6. Повторение сведений о стилях речи
Вспомните, какие стили речи вы знаете?
Стиль речи | Черты стиля | Сфера употребления |
Разговорный | Непринуждённость, непосредственность | Бытовые отношения и профессиональные(устная форма) |
Художественный | Образность, эмоциональность | Художественная литература |
Официально-деловой | Официальность, точность | Документы, законы,дипломатия, доклады государственных и общественных деятелей |
Научный | Отвлечённость, точность, логичность | Научные статьи,учебники, рефераты, аннотации |
Публицистический | Призывность, эмоциональность | Газетные и журнальные статьи,репортажи, очерки,интервью,теле- и радиопередачи |
- Предлагаю вам ещё один текст (у каждого ученика или на слайде).
Солдатская дочь Шмелёва, собиравшая ягоды в лесу близ Минска, встретила арестанта, бежавшего из острога вместе с конвойным рядовым. Догадываясь, что они беглые, Шмелёва начала кричать, причём рядовой бросился в глубину леса, арестант же покушался её умертвить. Как ни была при сем борьба неравна, однако ж Шмелёва не потеряла присутствия духа и довела своего противника до того, что он не мог избежать посланных за ним преследователей. Подоспевшие на крики, они тут же взяли его, а вскоре поймали и его товарища. Его Императорскому Величеству благоугодно было пожаловать Шмелёвой серебряную медаль “За усердие”, для ношения на груди на Аннинской ленте. И сто рублей серебром.
- Подумайте, к какому стилю относится текст? (Публицистический).
- Это статья из газеты “Русский инвалид” от 21 февраля 1841 года.
- Найдите устаревшие слова. Это архаизмы или историзмы?
- Подберите к архаизмам синонимы, употребляемые в нашей речи. Запишите их. (Острог, покушался умертвить, при сем, благоугодно, Его Императорскому Величеству, сто рублей серебром денег и др.).
- Там же в рубрике “Смесь” читаем (текст перед учениками):
С тех пор, как Даггер открыл средство укреплять изображения, снятые с помощью камера-обскуры, разных неодушевлённых предметов, все искренне желали, чтоб изобретатель нашёл секрет копировать таким же способом и живые лица. Но так как нет ни одного изобретения, которое нельзя было бы усовершенствовать, то изобретение Даггера достаточно своей степени совершенства. Штутгарский оптик Г. Гейгер, занимавшийся устройством даггеротипов, после нескольких неудачных опытов достиг, наконец, того, что может теперь с удивительной верностью и в самое короткое время снимать портреты.
- О каком достижении Даггера идёт речь в данном тексте?
- Слова какого раздела лексики встречаем чаще других? (Профессиональные).
- Назовите их, запишите. (Изображения, камера-обскура, изобретатель, копировать, оптик, опыты, портреты).
- Уточните по словарю и объясните значение этих слов. Для объяснения слова “камера-обскура” воспользуйтесь справкой ( текст перед учениками).
Прародителем современных фотографических аппаратов можно назвать камеру-обскуру, которая была известна еще в древности. Так, средневековые феодалы строили в своих замках темные комнаты (так переводятся с латинского слова “обскура” и “камера”). В стене такой комнаты оставлялось отверстие на улицу. Величина отверстия соразмерялась с расстоянием до противоположной стены. По законам оптики все происходящее на улице можно было наблюдать на стене, правда, вверх ногами. Вскоре камеру-обскуру уменьшили до размеров ящика и снабдили увеличительным стеклом, которое и стало первым объективом.
7. Домашнее задание
Найдите журнальную или газетную статью, выпишите из неё профессионализмы, уточните по словарю и объясните значение данных слов.