«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь», – утверждали древние греки.
И это высказывание чрезвычайно актуально в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, т.е. способностью применять знания в реальной жизненной ситуации.
Сейчас, как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.
Поэтому старая парадигма образования:
учитель – учебник – ученик
должна быть заменена на новую:
ученик – учебник – учитель.
Учитель, в частности учитель иностранного языка, приобретает новый статус, нисколько не менее значимый, чем ранее: посредник между миром культуры и учениками. Его педагогическая деятельность предполагает воспитание учащихся средствами иностранного языка, а также анализ и самоконтроль эффективности собственной деятельности.
Задача учителя теперь:
- организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
- научить учащихся самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике;
- отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников;
- формировать собственную точку зрения;
- уметь ее аргументировать;
- использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний, то есть развитие компетентности учащихся.
Только такое обучение можно считать развивающим. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из средств интеллектуального и духовного развития человека.
Современному обществу нужен человек самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Поэтому и важна необходимость исследования путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся – к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса.
В условиях интеграции, когда многие европейские государства становятся членами Совета Европы, основной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, иными словами, обучение иностранному языку как средству общения.
Основная цель обучения иностранному языку сегодня – научить школьников свободно говорить, понимать, читать, писать и переводить, выстраивать взаимодействие с человеком другой культуры. Кроме того, изучение иностранного языка должно способствовать развитию интеллекта, памяти и воображения – основы творческого потенциала. Обучение иностранному языку – дело чрезвычайно сложное, и требует как от учащегося, так и от преподавателя не только работы с языковым материалом, но и глубокого знания и понимания психологии и методики преподавания.
Одной из форм успешного формирования навыков и умений владения является проведение интегрированных уроков.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками.
Вопрос интеграции иностранного языка с другими областями знания всегда был актуальным, представляющим особый интерес, и не менее плодотворным. Языковая подготовка школьников должна быть ориентирована на развитие способностей, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
В процессе работы учащиеся получают опыт:
- творческого восприятия устного и письменного материала, умение пользоваться соответствующей справочной литературой и словарями;
- интерпретировать и критически оценивать тексты и отдельные высказывания;
- грамотно и самостоятельно формулировать свое мнение в устной и письменной форме;
- аргументировать свою точку зрения и осознанно принимать решения;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- прослушивать официальные и разговорные сообщения и выделять ключевую проблему;
- готовить доклады и выполнять творческие проекты.
В качестве примера хочу привести интегрированный урок, который проводился в 6 классе по теме: «Здоровый образ жизни».
Этот урок дал возможность систематизировать полученные знания на уроках английского языка по теме «Еда», «Спорт» и знания, полученные на уроках биологии и физкультуры. Также урок позволил учащимся обобщить и применить знания на практике.
Подготовительный этап подразумевал творческие, опережающие и индивидуальные домашние задания, включая необходимый грамматический и лексический материал. Для этого при подготовке к уроку был дан определенный запас лексического и грамматического материала, были подготовлены сообщения разной сложности по темам «Здоровая пища», «Что следует есть, если хочешь быть здоровым», «Моя любимая еда», «Популярные виды спорта», «Спорт в нашей школе». Учащиеся изучали и пользовались дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, использовали разный справочный материал.
Вся подготовительная работа способствовала развитию творческого подхода учащихся к выполнению домашнего задания, к поиску, отбору и использованию нужной информации по заданным темам.
На уроке использовались разнообразные виды деятельности: монологическая речь, диалогическая речь, письмо, аудирование, чтение.
Монологическая речь была направлена на систематизацию и конкретизацию лексического и грамматического материала по английскому языку, привлекая опорные знания, факты, понятия и комплексные проблемы по географии. Монологическая речь одновременно являлась и аудированием, что создавало атмосферу повышенного интереса всего класса. Этот интерес проявился в многообразии вопросов и высказываний учащихся.
Диалогическая речь на уроке строилась на основе советов и рекомендаций, используя разговорные формулы и речевые образцы, сочетая их с модальными глаголами. Этот вид деятельности позволяет в свободной, неформальной обстановке показать коммуникативные навыки учащихся и повышает мотивацию.
В конце урока учащимся был проведен экспресс-опрос, целью которого было выявить, насколько учащиеся следуют рекомендациям по ведению здорового образа жизни.
За выполнение заданий разной сложности все учащиеся получили оценки. Оценки со стороны учителей характеризовали качество подготовки, как отдельных учащихся, так и рабочих групп. Также имела место и самооценка учащихся, которые объективно оценили свою работу на уроке, что является частью исследовательского метода. Активность на уроке была высокой с сильной мотивацией.
Отзыв учащихся об интегрированном уроке положительный, поскольку на уроке не вызывало трудностей восприятие родного и иностранного языков. Урок разных предметов прошел как одно целое на двух языках и на вопрос, заданный на родном языке, учащиеся отвечали часто на английском языке.
Так на примере этого урока можно показать применение межпредметных связей к одной из форм активизации учебно-воспитательного процесса.
В своей работе я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Оценивая опыт использования проектной деятельности учащихся для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно сделать вывод, что проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации
Благодаря тому, что наша школа является городской экспериментальной инновационной сетевой площадкой 2 уровня, внедряющую модель «Школы информатизации», есть возможность отрабатывать модель новых образовательных технологий и принципов, модель формирования информационно-образовательного пространства и распространение положительного опыта через систему научно-методической поддержки сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
В заключение следует отметить, что проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.
Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться самые разнообразные методики, причем внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность учащихся.
Удивительность и уникальность реализации образовательного процесса состоит в том, что саморазвитие учителя и ученика при создании необходимых условий перерастает во взаиморазвитие с целью максимальной реализации своих человеческих и профессиональных качеств. Ученики развиваются тогда, когда развивается их учитель. Учитель развивается тогда, когда развиваются его ученики.