Цель: закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи, учить воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, внимание; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.
Этой теме были посвящены уроки проектной деятельности и изобразительного искусства.
Ход мероприятия
Земли родной минувшая судьба
Гжель упоминается впервые в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты и в завещании Ивана Грозного 1572–1578 годов. На протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в ХVI веке гжельцы возили на московские ярмарки излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать.
Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».
Значительное число крестьян из Гжельской волости выходило в купечество: из 2131 жителя за 1768–1782 годы московскими купцами стали 59. Некоторые гжельские купцы торговали во многих городах России.
Забвению не подлежит
Майолика Гжели
К 70–80-м годам ХVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) – разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с полихромной росписью по сырой эмали. Со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. У квасника в отличие от кумгана в центре диска было отверстие для кусочка льда. <Слайд 3, см. Приложение 1> Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому не обожженному черепку, покрытому белой эмалью.
Необычайна была форма крупных сосудов для напитков – кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в центре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде четырех львиных лап.
Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, украшенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. <Слайд 4> В многоцветной росписи преобладали желтые, зеленые, коричневые и синие цвета. <Слайд 5>
Гжельские мастера сумели получить бесцековый полив своих изделий, т.е. их изделия не были покрыты цеком – сеткой тонких трещин по поверхности эмали.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. <Слайд 6>
Полуфаянс Гжели
Полуфаянс гжельцы пытались делать ещё в последние годы ХVII века. Он имел уже белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после первого обжига, по твёрдому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и сокращало брак.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но
постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится
классическим, неотделимым от гжельского фаянса. Это был новый изобразительный
живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской,
какая ранее использовалась в майолике.
Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем
приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят
водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут
по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро.
Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но
после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие
изделиям.
Фарфор Гжели
Первые попытки создания фарфора начались в Гжели еще в ХVIII веке. Первым достиг успеха молодой, сметливый Павел Куличков. В 1802 году начал выпускать фарфоровые изделия и возить их на продажу в Москву. Секрет изготовления держал в тайне.
К 30–40 годам большая часть фарфоровых изделий России выпускалась в Гжели. Гжельский фарфор, завоевывая популярность, вывозился не только внутри России, а и в другие страны. Фарфор Гжели был ориентирован на самые широкие круги населения. Яркая, сочная роспись Гжели радовала глаз, ее образы были понятны народу. Характерно, что после Отечественной войны 1812 года появилась новая тематика – расписывалось много портретов героев войны.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Три войны начала XX века, разруха в стране после революции, отсутствие топлива, сырья, хлеба привели к сокращению производства или закрытию ряда предприятий. Нужда в хлебе и самом необходимом заставила людей искать средства к жизни. Поэтому, кроме тех кустарных мастерских, какие существовали до революции, в годы НЭП возникли и новые, где гончарных дел мастера в примитивных условиях создавали посуду, игрушки, а потом и сами развозили их продавать в обмен на хлеб в другие губернии.
В 1921 году в Турыгино создается керамическая школа, куда вскоре приходит энтузиаст-керамист, изобретатель свыше 100 разновидностей глазурей, в том числе с металлическим блеском, Георгий Васильевич Монахов. В деревне Турыгино артель, созданная в 1925 году, являлась самой крупной в округе. Носила название «Художественная керамика».
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской волости составляло 506 человек или 3% всех рабочих Бронницкого уезда. Кроме того, в годы НЭП по всем деревням действовали кустари- одиночки, выпускавшие главным образом простые гончарные изделия и кирпич.
В годы Великой Отечественной войны предприятия Гжели на некоторое время закрылись. Артель «Художественная керамика» возобновила работу в 1944-1945 годах, там стали выпускать кружки; требовались героические усилия от женщин и подростков, так как все работы по заготовке сырья, топлива, переноске готовых изделий приходилось выполнять вручную, а все мужчины были на фронте.
Возрождение Гжели
Но уже в 1945 г. ставится задача возрождения художественных изделий. Оно связано с именем Александра Борисовича Салтыкова (1900–1959). Он не просто изучал традиции и наследие старых мастеров, но и вместе с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой (1895–1981) <Слайд 7> разработал методику освоения гжельских приемов кистевой росписи. Им активно помогали и другие сотрудники НИИ художественной промышленности, а также местные способные их ученики.
Среди учеников особым талантом отличалась уроженка д.Турыгино, потомственная керамистка Татьяна Сергеевна Дунашова. <Слайд 7> Пришла на производство в 16 лет, работает до настоящего времени. Прошла путь от живописца до мастера высшей категории. Непревзойденный живописец, в последние годы много работает по созданию уникальных и выставочных форм. В 1991 году ей присуждена Государственная премия СССР.
Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. <Слайд 7> Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание «Народный художник СССР».
Своеобразен стиль художницы Зинаиды Васильевны Окуловой. Она расписывает изделия на исторические, морские, олимпийские темы.
В 1976 году этим четырем художницам, первым из гжельских мастеров, присвоено звание Лауреата Государственной премии им.И.Е.Репина. Изделия их размещены во многих музеях страны, являются участниками международных и российских выставок, пользуются неизменным спросом покупателей в течение десятилетий.
Изготовление гжельской керамики в современных условиях
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. <Слайд 8>
Заливка фарфоровой массы в формы
Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы. Пористый гипс впитывает влагу. Масса постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Оправка изделия
Каждое изделие вручную зачищается при помощи небольшого ножичка, а затем замываются швы и неровности с помощью поролонового валика. <Слайд 9>
Обжиг изделия
Происходит обжиг в печах. На вагонетках изделия завозят в печь. Первый обжиг – 8 часов. <Слайд 10>
Визуальный контроль и отбраковка
Изделие опускают в раствор фуксина, чтобы обнаружить наличие или отсутствие дефектов. Такими розовыми они становятся после этого. <Слайд 11>
Обработка опорных поверхностей парафином
Вручную мастер прикладывает изделие опорной поверхностью к поддону с разогретым парафином. К поверхности, покрытой парафином, глазурь не пристает.<Слайд 12>
Роспись изделия
Роспись осуществляется вручную. У каждого художника своя манера росписи. Беличьими кистями наносится раствор окиси кобальта на изделие. Раствор темно-серого цвета только после второго обжига становится синим. <Слайд 13>
Покрытие изделия глазурью
Вручную мастер опускает изделие в глазурную суспензию. <Слайд 14 >. После этого изделие опять обжигают. Второй обжиг длится 18 часов. <Слайд 15 >.
Изделия Гжели украшают быт людей, воспитывают чувство прекрасного.<Слайд 16>
О ней слагают песни, вот слова одной из них:
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия –
Море красоты!